533-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТОРПЕДА MK48 (США)

533-MM UNIVERSAL TORPEDO MK48 (USA)

30.12.2016

ВМС США получат улучшенную версию «почтенной» тяжелой самонаводящейся торпеды Mark 48, состоящей на вооружении американских подводных лодок с 1970-х годов и постоянно совершенствующейся для отражения новых угроз.
Торпеда Мк48 пришла на смену Мк37, которая была эффективна только для поражения надводных целей. Мк48 является двухцелевой – может уничтожать как надводного, так и подводного противника. Масса торпеды 3695 фунтов, длина 19 футов, диаметр 533 мм. Масса фугасной БЧ PBXN-103 составляет 650 фунтов, эффективная дальность стрельбы 35 тыс ярдов, максимальная глубина хода 2500 футов, оснащена как активной, так и пассивной системами наведения, способных захватить цель на дальности 4000 ярдов, также может быть оснащена проводной системой управления.
Улучшенная торпеда разработки Lockheed Martin будет иметь меньшую шумность, улучшенную двигательную установку, более устойчива к электронным помехам и оснащена новой системой наведения, известной как Common Broadband Advanced Sonar System (CBASS). Эта система должна захватывать цель на еще большей дистанции. В дополнение к модернизации старых торпед компания изготовит для флота 250 торпед новой постройки.
Военный паритет


533-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТОРПЕДА MK48

Универсальная дистанционно управляемая торпеда большой дальности Mark-48 (Mk-48) разработана компанией Westinghouse для замены серии торпед Mk-37.
Создание 533-мм торпеды Мк48 началось в 1957 г., она создавалась как универсальная, запускаемая с надводных кораблей и подводных лодок. Но в дальнейшем от использования Mk48 с надводных кораблей отказались, из-за низкой эффективности использования торпед данного типа с надводных кораблей.
Торпеды «Gould Mark 48» разработаны по программе RETORC-2 для поражения надводных целей и скоростных подводных лодок. Использует активную и пассивную систему самонаведения. Также эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели.
Тяжелая 533-мм торпеда Мк 48 последняя в длинном ряду американских двух-целевых торпед (противолодочных/противокорабельных), большой дальности, запускаемых с подводными лодками с переключаемой скоростью, наводящиеся по проводам. Она заменила и противолодочную торпеду серии Мк 37 с аналогичной системой наведения и единственную в военно-морских силах США противокорабельную Мк 45 ASTOR с установленной на ней боевой части W34 мощностью 10 кт.

В ЭСУ торпеды Mk48 используется 6-цилиндровый 2-х тактный двигатель мощностью 500 л.с., работающий на унитарном топливе «Otto II» и водометный движитель с двумя винтами противоположного вращения. В боевом зарядном отделении Мk.107 установлен комбинированый контактно-неконтактный взрыватель Мk.21. После выхода из ТА торпеда движется прямым курсом_в расчетную точку встречи с целью на максимальной скорости до начала работы ССН, после чего переводится в режим поиска по «змейке» на скорости 40 уз. После обнаружения и захвата цели управление торпедой и перевод ее на высокую скорость хода осуществляется по командам ССН. При стрельбе по НК торпеда может использоватьс как прямоидущая. Расчетная глубина погружени торпеды по прочности 1.200 м. Торпеда имеет систему телеуправления по проводу и акустическую активно-пассивную ССН с цифровой обработкой информации.Телеуправление Мk.48 mod.1 позволяет передавать команды управления с борта ПЛ на торпеду. Система телеуправления TELKOM торпеды Мk.48 mod.З обеспечивает двухстороннюю связь, передава на стреляющую ПЛ 14 параметров о взаимном положении торпеды и цели. Это позволяет оператору управлять торпедой в зависимости от маневрирования цели, а также повторять атаку цели в случае промаха или перенацеливать на другую.
Изготовили два варианта, чтобы удовлетворить заданные требования по дальности и скорости торпеды по поражению подводной цели, движущейся со скоростью 35 узлов: на Мк 48 Mod 0 фирмы «Вестингауз» использовалась газовая турбина, впоследствии усовершенствованная на предложенном к производству варианте Мк 48 Mod 2 и Мк 48 Mod 1 фирмы «Гулд» (Gould), которая использовала поршневой двигатель на Отто-топливе и вновь разработанную головку самонаведения. Последняя была выбрана для массового производства, операционная готовность которой была достигнута в 1972 г.
Следующая построенная версия — Мк 48 Mod 3 имела ту же самую способность погружения до 762 м, как Mod 1, но в нее введена новая двухсторонняя (превосходившая одностороннюю) линия связи с проводным наведением TELECOM, которая позволила головке самонаведения транслировать данные поиска на носитель для более точной обработки, чтобы реализовать то, что было в эффективном способе наведения «слежения через торпеду». Всего для ВМС США изготовлено около 2770 торпед, из них более 1000 Мk.48 mod.3.
Начиная с модификации mod.4, была увеличена длина топливного резервуара (430 кг топлива ОТТО II вместо 312), что уже дает увеличение дальности хода на скорости 55 уз свыше 25 км. Серийный образец торпеды Мк 48 Mod 4 имеет те же самые устройства TELECOM с торпеды Mod 3, большие скорость (до 55 уз.) и глубину (до 915 м), плюс дополнительный способ наведения «пустил и забыл», который включается, если собственный шум торпеды забивает работу шумопеленгатора стреляющей подводной лодки.

Мk.48 mod.5 разработана по программе ADCAP. Принята на вооружение в 1989 году. Состоит на вооружении ВМС Австралии, Канады и Нидерландов. В ЭСУ торпеды, аналогичной по принципу действи ЭСУ торпед Мk.48 mod.1-4, усовершенствован поршневой двигатель и увеличен объем топливного резервуара за счет сокращения объема аппаратуры ССН и управления, в результате чего увеличились дальность и скорость хода.
Она отличается высокой помехоустойчивостью при применении противником средств гидроакустического противодействия, а также возможностью использования как на больших глубинах, так и на мелководье. Такого результата удалось достичь за счет использования цифровой программируемой гидроакустической системы самонаведения (ССН) на базе процессоров, цифровой обработки сигналов и формирования характеристики направленности и др.
С целью снижения собственных шумов торпеды оптимизированы внешние обводы. Фирмой “Хьюз Эркрафт” разработан комплект аппаратуры, позволяющий переоборудовать в Мk.48 mod.5 торпеды предыдущих модификаций ( mod.3 и mod.4 ).
Энергетическая установка (ЭУ) торпеды Мк 48 ADCAP обеспечивает широкий диапазон скоростей и различную дальность хода. Она представляет собой шестицилиндровый поршневой двигатель, работающий на топливе «Отто-2″ и приводящий в действие высокоэффективный водометный движитель типа Pump-jet. «Отто-2″ представляет собой монотопливо на базе нитратного эфира, отличающееся стабильностью, пожаростойкостью и устойчивостью к сотрясениям при обслуживании.
В ЭУ используется ряд эффективных решений по снижению уровня излучаемых шумов (изоляция основных движущихся частей, уменьшение отработанных газов, использование гибких шлангов, изоляция приводного вала, вибродемпфирование работающих механизмов, применение малошумного движителя и др.), что обеспечивает достаточно высокую скрытность применения торпеды.
Боевая часть торпеды Мк 48 ADCAP всех модификации состоит из следующих компонентов: заряда взрывчатого вещества (ВВ) Мк 107 мод. 2, электронного блока Мк 22 мод. 1 и взрывателя Мк 21 мод. 3. Заряд содержит 295 кг ВВ типа PBXN-105 в алюминиевой оболочке.
В конце 1990-х годов появилась очередная модификация торпеды – Мк 48 мод. 6. Она отличается от предыдущей использованием коммерческих компонентов и технологий, в частности, в системах обработки данных. Изменения затронули две основные подсистемы: управления и движительного комплекса. Так, было усовершенствовано приемное устройство гидроакустической станции (ГАС), увеличен объем памяти и повышена производительность процессора за счет установки дополнительного программного обеспечения, а также проведены дополнительные мероприятия по снижению уровня шумов движительно-го комплекса. В результате снизилась шумность торпеды, повысилась эффективность работы ССН и надежность торпеды в целом.
ВМС США заказали отделению Naval & Martine Integrated Systems фирмы Raytheon изготовление 115 комплектов аппаратуры для создания новой модификации торпеды Мк-48 mod.6 ADCAP. Стоимость работ составляла 14 млн долларов, срок окончания – середина 2004 года. Торпеда Мк-48 mod.6 должна отличаться от модификации 5 усовершенствованными гидроакустическими ССН, системами управления и двигательными установками.

Следующая модификация – Мк 48 мод. 6 AT (Advanced Technology) разработана на базе двух предыдущих – Мк 48 мод. 5 и 6. При этом были определены следующие приоритетные направления работ по совершенствованию этого варианта: обеспечение высокой вероятности поражения целей (за счет повышения надежности торпеды и эффективности ССН) и гибкости оперативного применения (против ПЛ и НК в глубоководных, мелководных и прибрежных районах).
Торпеда Мк 48 мод. 6 AT оборудована улучшенной гидроакустической антенной для работы в пассивном режиме, имеется возможность предварительного задания тактических параметров для действий в мелководных районах, а также выбора частоты рабочих режимов для выполнения залповых стрельб. Предусмотрено цифровое формирование характеристики направленности антенны в режимах приема и излучения, а также реализована возможность отстройки от сигналов донных и поверхностных отражений, обеспечена способность бортовых систем поддерживать контакт с несколькими целями и классифицировать их.
В 2008 году на вооружение ВМС США поступила торпеда Мк 48 мод. 7. Она разрабатывалась совместно со специалистами ВМС Австралии для применения в мелководных прибрежных районах с неблагоприятной гидрологией.
В состав ССН торпеды новой модификации входит усовершенствованная широкополосная ГАС CBASS (Common Broadband Advanced Sonar System) с цифровым формированием луча характеристики направленности и новое программное обеспечение. Это дало возможность повысить точность и расширить зону поиска, а также эффективность в неблагоприятных условиях, в том числе в мелководных районах и при наличии искусственных помех.
Закупка новых торпед ВМС США не производилась с 1993 до 2006 года. Однако благодаря модернизационным комплектам даже новейшая торпеда Mk-48 mod.7 может быть получена доработкой старых модификаций Mk-48.
Серийное производство торпед Mk 48 mod.7 было начато в июне 2006 года, а в августе ВМС США подписали контракт стоимостью 95,4 млн долларов на поставку 107 торпед (в том числе и для ВМС Австралии по программе сотрудничества в области морского партнерства Maritime Partnership Initiative), а также комплектующих для преобразования других модификаций торпед в модель mod.7.

В июле 2008 года подводная лодка «Уоллер» проекта Collins ВМС Австралии выполнила успешный пуск новой модификации тяжелой торпеды MK 48 Mod 7, разработанной совместно с США. Использовавшийся в качестве цели списанный американский корабль после попадания торпеды затонул.
Испытание MK 48 Mod 7 было проведено в рамках международных учений RIMPAC-08, которые проходили в июне-июле вблизи Гавайских островов. Главной особенностью новой модификации торпеды MK 48 является усовершенствованный гидролокатор CBASS (Common Broadband Advanced Sonar System), который обеспечивает возможность эффективного поражения надводных и подводных целей на мелководье и в условиях активного радиоэлектронного противодействия.
Согласно заявлениям разработчиков, MK 48 Mod 7 является на данный момент лучшей торпедой в мире. Тактико-технические характеристики новой модификации засекречены. Предыдущая версия MK-48 ADCAP имеет в длину 5,79 метра и весит 1662,75 килограмма. По официальным данным, она способна поражать цели на дальности более 8 километров. Максимальная скорость торпеды, согласно оценкам экспертов, составляет 55 узлов (более 100 километров в час).
Турция в мае 2014 года заказала 48 американских торпед МК-48 Mod 6AT для своих новых подводных лодок класса U-214 немецкой постройки. Эти торпеды обойдутся по $ 3.55 миллиона за каждую. Турция обладает опытом работы с американскими торпедами (использовала старые MK-46 и МК 54). Это означает, что будет меньше проблем с принятием на вооружение торпед МК-48 и их интеграции в системы управления огнем U-214.
По версии, представленной в фильме режиссёра Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carré) «„Курск“. Подводная лодка в мутных водах» (Koursk: Un sous-marin en eaux troubles, 2004), торпеда Mk-48 выпущенная с американской АПЛ USS Memphis (SSN-691) могла быть причиной гибели российского подводного атомного ракетоносца К-141 «Курск» во время учений в Баренцевом море в 2000 году. Этот документальный фильм был один раз показан по французскому телевидению, а после распространения в Интернете получил некоторый общественный резонанс.
Работы по дальнейшему усовершенствованию торпеды Мк 48 выполняются в рамках программы обеспечения скрытности STEP (Stealth Torpedo Enhancement Program), направленной на совершенствование процесса самонаведения, исключение демаскирующих факторов ГАС, снижение шумности и повышение удельной мощности ЭУ, а также на совершенствование БЧ с повышением поражающего действия.
Компания Lockheed Martin предоставит ВМС США свои новейшие достижения в области гидроакустического оборудования на сумму 425 млн долл в рамках программы производства систем наведения и управления сверхтяжелых торпед Mk 48 Mod 7, сообщается в мае 2016 года. Новое оснащение позволит торпеде значительно повысить свои боевые возможности, в частности, увеличит потенциал противодействия помехам. Отмечается, что это оружие одинаково эффективно для применения в прибрежных и глубоководных условиях, программа будет выполняться в соответствии с выделенным бюджетом и графиком.
В соответствии с контрактом компания будет производить полностью интегрированные секции аппаратуры наведения и управления в течение нескольких лет. В следующие пять лет ВМС США заказали поставку более 250 торпед данного типа, которые используются всеми классами подводных лодок американского флота для поражения надводных и подводных целей. Отмечается, что это оружие даст флоту критическое боевое преимущество (critical combat advantage).

МОДИФИКАЦИИ:
• Mk48 Mod.0 Противолодочная. Начало разработки – 1963 г. С газотурбинным двигателем. Вес – 1600 кг (ВВ – 300 кг). Длина – 5,8 м
• Mk48 Mod.1 Начало разработки – 1967 г. С поршневым двигателем мощностью 500 л.с. (унитарное топливо Otto II), винтами противоположного вращения, комбинированным контактно-неконтактным взрывателем Mk21, акустической активно-пассивной СН с цифровой обработкой информации, системой телеуправления (по проводу), БЧ Mk107. Вес – 1600 (ВВ – 120) кг. Длина – 5,842 м. Скорость – 48 узлов. Дальность хода – 32 км, глубина – 760 м. Производство прекращено в 1977 г. (Gould, Inc.)
• Mk48 Mod.2 Противокорабельная
• Mk48 Mod.3 С системой телеуправления TELCOMдвухсторонней связи. Длина – 6,2 м. Скорость – 48 узлов. Дальность хода – 32 км. Глубина погружения – 760 м. Производство прекращено в 1981 г.
• Mk48 Mod.4 С СН аналогично Mod.1, увеличенной до 55 узлов скоростью и до 915 м глубиной погружения, дополнительной функцией «выстрелил-забыл». Скорость – 55 узлов. Дальность хода – 28 км
• Mk48 Mod.5 – (ADCAP -AdvancedCapability) С усовершенствованным двигателем (замкнутого цикла CCAPS (Closed Cycle ADCAP Propulsion System), увеличенным объемом топливного резервуара, доработанной СН, волоконно-оптическим кабелем для телеуправления. Вес – 1676 кг, ВВ – 294,7 кг. Длина – 5,79 м. Скорость – 60 узлов. Дальность хода – до 50 км (по другим данным – 38), глубина – до 1200 м. Дальность реагирования акустической СН – до 3,5 км, дальность телеуправления – до 18 км
• Mk48 Mod.6 (ADCAP MODS) Модернизированная. Вес – 1662,75 кг. Длина – 7,79 м. Скорость – 55 уз.
• Mk48 Mod.7ADCAP С СН CBASS (Common Broadband AdvancedSonar System) для поражения НК и ПЛ в мелководье и в условиях активного

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм 533,4 (21 дюйм)
Длина, мм 5800
Боевая часть:
- тип осколочно-фугасная
- вес, кг 294,5 – 300
Система наведения: активно-пассивная + телеуправление
- дальность действия АСН, м до 3500
- дальность телеуправления, м до 18000
Энерго-силовая установка (ЭСУ): тепловая, водометный движитель
Скорость, узлов:
- 48 (Mod 2 и 3),
- 55 (Mod 4)
- 60 (Mod 5);
Дальность хода, км:
- максимальная до50
- Mod 2 и 3 32
- Mod 4 28
Mod 5 38
Глубина хода, м до 1200
Масса, кг 1579 – 1600


А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион», 27.05.2016

Источники: www.lockheedmartin.com, Ю. Соловьёв » Совершенствование минно-торпедного вооружения ВМС США». Зарубежное военное обозрение. 2015, №2, С.84-92, pentagonus.ru, info.sibnet.ru, voenteh.com, ru.wikipedia.org, www.warships.ru, topwar.ru, Janes Defence Weekly, 2006, Военно-промышленный курьер, www.militaryparitet.com, Военный Паритет и др.