324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK54 (США)
324-MM ASW TORPEDO MK54 (USA)

13.06.2018

ВМС США продвигаются вперед с программой высотной противолодочной системы оружия HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability) для оснащения морских патрульных самолетов Boeing P-8A Poseidon (maritime multimission aircraft – MMA), сообщает www.janes.com 12 июня.
Оружие представляет собой легкую противолодочную торпеду Мк54 с комплектом для планирования ALA на большую дальность, на «Посейдоне» может быть размещено до пяти единиц такого оружия. Комплект ALA оснащен системой GPS навигации и позволяет торпеде долететь до запрограммированной точки, после этого торпеда сбрасывается на парашюте, перед входом в воду высвобождается от него и дальше действует как обычная торпеда.
Военный паритет

06.08.2018

Государственный департамент США одобрил возможную продажу Нидерландам партии из 106 комплектов торпед типа Мк56 на сумму 169 млн долл США, сообщает www.upi.com 3 августа.
В голландский запрос входят торпедные контейнеры, восстанавливаемые тренировочные торпедные контейнеры, топливные баки, оборудование для воздушного старта с вертолетов и инженерная поддержка. С приобретением этих комплектов Королевский флот Нидерландов намерен модернизировать свои торпеды типа Мк46 до уровня Мк56.
Легкая торпеда Мк56 является стандартным оружием ВМС США и многих стран, предназначен для вооружения подводных лодок и кораблей разных классов. По мнению Госдепартамента, возможная продажа не окажет существенного влияния на баланс сил в регионе. Основным подрядчиком контракта станет компания Raytheon.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK54


Разработка торпеды велась фирмой Raytheon Integrated Defense Systems в сотрудничестве с ВМС США по программе Lightweight Hybrid Torpedo (LHT) в качестве альтернативы существующим торпедам Mk 50 и Mk 46.
Торпеда Mk 50 была разработана для противодействия быстроходным советским подводным лодкам проекта 705 и считалась чрезмерно тяжёлой и дорогостоящей для борьбы с обычными подводными лодками. Более старая Mk 46, предназначенная для боевых действий в океанской зоне, была плохо приспособлена для прибрежных районов.
Торпеда Mk 54 сочетает в себе боеголовку и систему самонаведения торпеды Mk 50 и двигатель торпеды Mk 46 улучшенный для работы на мелководье. В конструкции для снижения стоимости широко применялись коммерческие комплектующие[1]. Габаритные размеры новой торпеды совпадают с габаритными размерами торпеды Mk 50[2].
Первые испытания новой торпеды начались в июле 1999 года, успешные окончательные испытания были завершены в ноябре того же года.
В апреле 2003 года компания Raytheon получила контракт стоимостью $25,1 млн на поставку 24 торпед Mk 54 к середине 2004 года. В июне 2004 года был подписан ещё один контракт на 51 торпеду. В октябре 2004 года началось серийное производство Mk 54.
В конце 2004 года на флот поступила противолодочная торпеда нового поколения Мк 54 мод. 0, первоначально известная как Мк 54 LHT (Lightweight Hybrid Torpedo). Она заменит Мк 46 и Мк 50 и к 2020 году останется единственной в американских ВМС торпедой данного типа.
Мк 54 мод. 0 была разработана после пересмотра требований к подводному оружию в связи с переориентацией ВМС для действий в прибрежных водах. В целях сокращения финансовых затрат и сроков НИОКР, а также стоимости серийного образца фирма-разработчица при ее создании использовала компоненты существующих торпед: Мк 46 (корпус, двухскоростная ЭСУ, боевая часть); Мк 50 (антенное устройство с аппаратурой формирования и управления многолучевой диаграммой направленности, литиевая аккумуляторная батарея – А Б), Мк 48 ADCAP (устройство контроля и изменения скорости хода, программное обеспечение процессора ССН).
Гидроакустическая антенна, состоящая из 52 пьезоэлектрических элементов, работает в активном и пассивном режимах. Для получения узкого луча характеристики направленности они расположены в восьми вертикальных и восьми горизонтальных колонках. Всего формируется 62 независимых луча, с помощью которых ведется поиск в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При работе ГАС излучаются тональные и частотно-модулированные сигналы. Если сравнивать с антенной торпеды Мк 46, то последняя обеспечивает более высокий уровень излучения сигналов и ее ГАС формирует многолучевую характеристику направленности как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Из конструкции торпеды Мк 50 заимствован
вращающийся преобразователь, обеспечивающий питание электронных систем и антенн.
Программное обеспечение (ПО) Мк 54 мод. 0 частично схоже с ПО торпеды Мк 48 мод. 6, что также снижает стоимость его разработки и обслуживания. Однако оно усовершенствовано с учетом специфических особенностей легких торпед. Чтобы повысить эффективность их применения в прибрежных и мелководных районах, были использованы те же технические решения, что и в торпедах типов Мк 50 и Мк 48 мод. 5/6. Использование коммерческих процессоров и модульной архитектуры ПО позволяет эффективно внедрять новейшие достижения в области обработки сигналов и использования новых алгоритмов.
Двухобмоточный генератор переменного тока (такой же как у торпеды Мк 50) обеспечивает питание электронного оборудования.
Энергосиловая установка торпеды Мк 54 мод. 0 – модифицированная версия ЭСУ Мк 46, работающей на топливе «Отто-2″ и отличающейся высокой надежностью. Наибольшее повышение характеристик этого двигателя достигается за счет внедрения модернизированного клапана регулирования скорости, заимствованного у торпеды Мк 48. Это обеспечило возможность выбора оптимальной скорости торпеды Мк 54 мод. О с учетом конкретной задачи, глубины и характера маневрирования цели.
На новом оружии установлен заимствованный у Мк 50 блок измерения высоты, который используется перед пуском с НК или вертолета для ввода необходимых навигационных параметров. Система стабилизации торпеды в воздухе такая же, как и на Мк 46 (Мк 28 мод. 3 -в случае использования с самолетов, Мк 31 мод. 1-е вертолетов).
Пуск торпеды может быть осуществлён из торпедного аппарата Mk 32, с противолодочного самолёта или с помощью противолодочного ракетного комплекса RUM-139 VL-Asroc.
Командование ВМС намерено закупить не менее 2 000 торпед Мк 54 мод. 0 на сумму около 1 500 млн долларов (с учетом их технического обслуживания). Ожидается, что они будут находиться на вооружении до 2025 года.

Самолет P-8A может выполнять маловысотные полеты в случае необходимости, но его планер оптимизирован для полетов на большой высоте. Одним из вариантов является сброс торпеды на парашюте, но и этот метод решает проблему высоты, но не дальности. Для запуска торпед Mk54, не оборудованных комплектом HAAWC, самолетам приходится снижаться на достаточно малую высоту.
Решение пришло от компании Lockheed Martin, разработавшей систему высотного сброса торпед HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapons Capability). Основой системы HAAWC является LongShot – модернизированный комплект аэродинамических поверхностей (крыльев) для торпеды Мк54, позволяющий производить их пуск с самолетов P-8A и P-3C с больших высот и на большом удалении от цели. Пуск торпед с HAAWC может осуществляться также посредством стандартных корабельных вертикальных пусковых установок (Vertical Launch Systems, VLS).
Стандартный комплект LongShot позволяет производить пуск в диапазоне высот 250 – 15 000 метров на удалении от цели до 90 км. Торпеда Mk54 производства Raytheon представляет собой стандартную легкую противолодочную торпеду калибра 354 мм, разработанную на базе торпед Mk50 и Mk46.

Возможность удаленного пуска торпед позволяет повысить оперативность поражения обнаруженной подводной цели, произвести пуск без входа в зону поражения средств ПВО противника и без выхода на курс цели так как пуск может производиться при произвольном положении цели относительно курса самолета в момент сброса торпеды. Расширение диапазона и высоты пуска повышает выживаемость экипажей и самих воздушных судов. Комплект HAAWC является дешевым, автономным (в комплекте содержится инерциальная навигационная система и навигационная система основанная на GPS для повышения точности и сокращения времени доставки торпеды Mk54, бортовой компьютер, система аэродинамического управления и блок питания), легко устанавливаемым на обычные торпеды крыльевым адаптером, позволяющим запускать торпеду Mk54 с большой высоты из внутреннего отсека самолетов P-8A и P-3C. HAAWC состоит из крыльевого и хвостового комплектов. Торпеда, оборудованная комплектом HAAWC, планирует до достижения обычной для пуска торпед высоты над поверхностью, затем установленные на торпеде комплекты крыльев и хвостового оперения отстреливаются в заранее определенном месте до вхождения торпеды в воду.
Немаловажным достоинством HAAWC является снижение нагрузок на планер самолетов P-8A и P-3C, позволяя им оставаться на большой высоте для пуска торпед, оборудованных HAAWC, что способствует снижению усталостных напряжений на самолеты. Кроме того, комплект снижает потребление топлива благодаря тому, что пуск торпед не требует изменения профиля полета.
Особенности HAAWC
• Пуск с большой высоты и с безопасного расстояния
• Высокая точность, обеспечиваемая при помощи инерциальной и GPS системы навигации
• Повышает выживаемость летательного аппарата и экипажа
• Низкая стоимость
• Высокоточная доставка
Характеристики
• Размеры позволяют размещение во внутреннем отсеке самолетов P-8A и P-3C
• Размеры: длина 2900 мм, ширина 558 мм, высота 533 мм
• Сводит к минимуму температурные эффекты на торпеды Mk54 и Mk46
• Использует обычную подвеску на P-3
• Использует обычные торпеды Mk54 и Mk46

Источники: ru.wikipedia.org, topwar.ru, Зарубежное военное обозрение. 2015, №2, С.84-92 и др.

ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЁТ BOEING P-8 POSEIDON ( США)
ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION (США)
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США