ПОГРУЖАЕМЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21310 «ТРИТОН-НН»
SUBMERSIBLE BOAT PROJECT 21310 TRITON-NN

В рамках ОКР «Тритон-НН» и «Фурнитура» создавался новый надводно-подводный носитель водолазов и новое водолазное снаряжение. В 2000 году ЦКБ «Лазурит» выиграл тендер на создание опытного образца погружающего катера проекта 21310 «Тритон-НН». Данное изделие, представляющее собой синтез скоростного катера с подводным аппаратом, должно было обеспечивать доставку водолазов и необходимого оборудования к месту выполнения специальных операций (диверсионные работы, ремонтные работы) в прибрежных районах и на мелководье.
ОКР по созданию погружающегося катера – носителя водолазов (ПКНВ) «Тритон-НН» велась головным разработчиком ЦКБ «Лазурит», наблюдающие Гребенчук В.М., Харитонов В.В., Овчинников А.В., Берков Ю.А.. Катер способен глиссировать по воде, а также двигаться под водой, и предназначен в основном для использования по схеме «берег-берег». В ПКНВ удалось осуществить давно вынашиваемую идею разработки комплексированного РЭВ ПСД, в состав которого входят средства навигации и гидроакустики (НГАК «Море-НН», обоснованный в НИР «Кубист-96″ и «Щавельник»). В составе НГАК такие современные средства навигации как: космическая навигационная система, бесплатформенная инерциальная система, бортовая вычислительная система, доплеровский гидроакустический лаг, цифровая карта.
В ходе работ были спроектированы и изготовлены: малогабаритный комплекс электронного оборудования, включающий навигационную систему с БИНС, ГЛС, эхолот, звукоподводную связь и автоматизированную систему управления (произведена на ОАО «Гирооптика», Санкт-Петербург), комплекс энергетики подводного хода с погружающими бесколлекторными электродвигателями (произведен на ОАО «Завод «Двигатель», Санкт-Петербург), дизельная установка надводного хода (произведена на ОАО «Барнаултрансмаш», Барнаул) и оригинальный водометный движитель (ОАО Центр судоремонта «Звездочка»).
В ходе создания проекта был успешно разработан целый комплекс решений, как по нетрадиционной компоновке, так и по новому перспективному оборудованию, а также разработке оригинального транспортного и спуско-подъемного устройства для возможности работы с необорудованного берега. Изготовлением транспортного средства занималось судостроительное предприятие «Волга» (Нижний Новгород). Ввиду сложности подсистем и режимов работы натурные испытания проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова.

В декабре 2008 г. на Балтике были проведены государственные испытания созданного ОАО «ЦКБ «Лазурит» опытного образца погружающегося катера проекта 21310 «Тритон-НН» – синтеза скоростного катера с подводным аппаратом. В ходе испытаний катер двигался как в надводном положении — глиссируя по воде, так и под водой. Катер обладает высокой маневренностью. Благодаря выдвигающимся электрическим двигателям сзади и спереди, он способен разворачиваться на месте.
К настоящему времени Государственные испытания катером пройдены, проект реализован, но в данный момент министерство обороны в нем не заинтересовано, и сейчас он находится на ответственном хранении в ЦКБ «Лазурит» (Нижний Новгород).
О катере вспомнили, когда в октябре 2014 года ВС Швеции начали искать иностранную подводную лодку. Как писали шведские СМИ она может оказаться сверхсекретной российской мини-субмариной «Тритон-НН». Такое мнение высказал эксперт по вопросам безопасности Йоахим фон Браун, пишет Expressen. Впрочем, эксперт не приводит в поддержку этой версии каких-либо данных, кроме того, подчеркивает, что о подлодках «Тритон-НН“ мало информации. Все это стало явной газетной «уткой». Однако подводную лодку шведы так и не нашли, были даже заявления ВС Швеции о том, что они ее и не искали.
В то же время в СМИ отмечается, что несколько лет назад катер проект 21310 «Тритон-НН» поступил и на вооружение подразделений обеспечения вывода разведывательно-диверсионных групп российской флотской разведки. Но этому нет официального подтверждения, катер уже несколько лет находится на хранении, да и произведен был в единственном экземпляре (опытовый).
В тоже время, как отмечают специалисты, это крайне малозаметный и очень скоростной «стелс-катер». Он способен погружаться и обладает прекрасной маневренностью.

Источники: История ОАО «ЦКБ «Лазурит», forums.airbase.ru, Взгляд – VZ.Ru, argumenti.ru, bmpd.livejournal.com и др.

ЦКБ «ЛАЗУРИТ»

© А.В.Карпенко 2013-2021/A.V.Karpenko 2013-2021

Рейтинг@Mail.ru