СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ «ТРИТОН-1М»
MIDGET SUBMARINES «TRITON-1M»

04.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ТРИТОН-1М» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

Во время Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019» Минобороны РФ, региональная часть которого проходила в Кронштадте, можно было посетить музей батискафов Западного военного округа. Здесь можно было увидеть сверхмалую подводную лодку «Тритон – 1М».
Лодка предназначена для патрулирования акватории портов и рейдов, минирования причалов и кораблей противника, для доставки и эвакуации водолазов, разведчиков и боевых пловцов.
Проект сверхмалой подводной лодки «Тритон-1М» был разработан ЦКБ «Волна» под руководством Евграфова Я. Е.. Технический проект был утвержден совместным решением МСП и ВМФ 04 апреля 1970 года.
Выпускалась с 1972 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В 1973—1980 годах в количестве 38 экз. построена двухместная сверхмалая подводная лодка проекта 907 ”Тритон-1”.
Подводная лодка «Тритон – 1М» — аппарат «мокрого типа», то есть внутри кабины находится вода. Водолазы находятся в гидрокостюмах. Лодка оснащена электромотором, радиостанцией, гидроакустической станцией и автоматической системой движения по курсу.
Герметичные отсеки небольшого размера на лодке предназначались для аккумуляторной батареи типа СЦ-300 и электродвигателя П32М в кормовой оконечности. Корпус лодки изготавливался из алюминиево-магниевого сплава. Управление аппаратом осуществлялось при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями КМ69-1.
При необходимости лодка может лежать на грунте до 10 суток, ожидая поставленной задачи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение (нормальное) 1,6 м3
Длина 5 м
Ширина 1,43 м
Высота корпуса 1,38 м
Предельная глубина погружения 40 м
Максимальная подводная скорость 6,5 узлов
Дальность плавания непрерывного подводного плавания 37,3 миль
Автономность 7,5 часов
Группа боевых пловцов 2 чел.

ВТС «БАСТИОН», 04.06.2020

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ТРИТОН-1М» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ» В КРОНШТАДТЕ


СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ «ТРИТОН-1М»


В начале 1970-х годов в были созданы сверхмалые подводные лодки – носители водолазов «Тритон-1М» и «Тритон-2″. СМПЛ типа «Тритон» являются групповыми средствами движения (носителями), предназначенными для скрытной доставки, высадки и обратного приема легководолазов, постановки мин, осуществления подводного патрулирования, поиска и уничтожения подводных диверсантов, осмотра подводных объектов и корпусов кораблей.
Экипаж СМПЛ (легководолазы) находится в проницаемом отсеке (кабине) и в подводном положении подвержен забортному давлению, В связи с этим глубина погружения и время пребывания ПЛ под водой ограничены соответственно 40 м и 6 час. СМПЛ оборудованы стационарной дыхательной системой и автоматизированной системой управления ПЛ.
Благодаря малому весу доставка СМПЛ может осуществляться различным транспортом, в т. ч. на автоприцепах.
6 марта 1965 года Главнокомандующий ВМФ издает директиву «О создании специального подвижного отряда борьбы с ПДСС». Отряд предписывалось создать в 1967 го¬ду на ЧФ. В директиве давались указания по созданию средств поражения ПДСС и самообороны водолазов-пловцов. Начальнику Разведки ВМФ предписывалось до 1 мая 1966 года разработать тематическую карточку и ТТЗ на создание самоходного подводного двухместного аппарата «Т-1 М».
Поручение было передано спецотделу НИИЦ МО. В ап¬реле 1966 года была разработана тематическая карточка на ОКР «Создание двухместного самоходного подводного аппарата для высадки разведчиков с НК» (шифр «Т-1М») со сроками выполнения 1967-1969 годы. Работа была включена в «Систему вооружения разведывательных частей специального назначения и специальной разведки СА и ВМФ на 1960-1970 годы», утвержденную начальником Генерального штаба маршалом Захаровым М.И. Ход работы контролировался Генеральным штабом.
В ноябре 1966 года спецотдел закончил разработку ТТЗ на аппарат «Т-1М». Носитель водолазов предназначался для действий в прибрежных районах и выполнения специальных боевых задач ВМФ, должен был использо¬ваться с НК, катеров и необорудованного побережья. Он должен был иметь дальность плавания полным ходом 30 миль при скорости 4-5 уз., скорость малого хода 2 -Зуз., предельную глубинулогружения 40 м, рабочую – 5-7 м, максимальную скрытность, минимальные уровни физических полей, корпус из алюминиево-магниевых спла-вов с быстросъемными соединениями для монтажа и про¬верки оборудования, гидроакустическое приводное, нави¬гационное, переговорное и поисковое оборудование, УКВ и КВРС. Вес не более 1,5 т. После 3 ч плавания полным ходом и 10-суточного хра¬нения носителя под водой должна быть обеспечена дальность плавания не менее 10 миль.
МСП поручает выполнение проекта ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна»), а строительство заводу «Судомех», стационарная дыхательная система СТП-2 задается – СКБ-КДА.
В 1968 году был разработан эскизный проект 907 «Тритон-1M» – носителя водолазов для 2-х человека. Главным наблюдающим по проекту «Тритон 1М» был назначен Б.И.Гаврилов, его сменил Ю И Колесников.
Технический проект «Тритон lМ» был разработан в дека6pe 1969 года и утвержден 4 апреля 1970 года. Сразу же после его утверждения Бюро приступило к разработке рабочих чертежей и технической документации.
Носитель водолазов «Тритон-1М» (проект 907) предназначен для скрытой доставки и постановки мин, высадки и возвращения водолазов-разведчиков и их грузов, подводного патрулирования, поиска и уничтожения подводных пловцов-диверсантов, осмотра подводных объектов и корпусов кораблей.
Сверхмалая подводная лодка-транспортировшик легководолазов типа «Тритон-1М» представляет собой лодку так называемого «мокрого» типа, у нее отсутствует прочный корпус для экипажа, а включенные в индивидуальные дыхательные аппараты легководолазы находятся в полностью заполняемой водой кабине. Прочные, водонепроницаемые объемы (отсеки небольшого размера), имеющиеся на СМПЛ, предназначены только для пульта управления (расположен в кабине подлодки), аккумуляторной ямы (находится не¬посредственно за кабиной) и электромоторного отсека, (размещен в кормовой оконечности).
В качестве движителя используется помешенный в насадку гребной винт, приводимый в движение от гребного электродвигателя марки П32М номинальной мощностью 3,4 кВт. Управ¬ление аппаратом осуществляется движительно-рулевым комплексом ДРК-1 и автоматической системой управления рулями «Саур».
На СМПЛ “Тритон-1М” АБ размещена в два яруса в вертикальном прочном контейнере, выполненном в форме “восьмерки”, а на СМПЛ “Тритон-2” размещение АБ предусмотрено в один ярус в 2-х горизонтально расположенных прочных контейнерах, выполненных в форме “двойной восьмерки”.
Лодка оборудована необходимым набором технических средств, обеспечивающих выполнение указанных задач и удовлетворяющих самым высоким требованиям по безопасности плавания. Имеет коррозионностойкий корпус, системы и устройства, оснащена современными средствами навигации, связи, автоматического управления и стационарной дыхательной системой, обладает хорошей управляемостью и маневренностью.
На лодке установлено следующее специальное оборудование компас «Малиновка», водолазная радиостанция «Наяда», малогабаритный гидроакустический комплекс МГВ-3.
Руководство работами по созданию средств транспортировки легкопололазов с 5 апреля 1970 года в связи с уходом на пенсию Я. Е. Евграфова было возложено на исполняющего обязанности главного конструктора Б. В. Подсевалова, а после его назначения директором ЦНИИ «Лот» в ноябре 1970 года эти работы возглавил главный конструктор Е. С. Корсуков. Еще позднее ими руководили Л. В. Чернопятов и С. А. Дементьев.
Строительство двух СМПЛ (зав. № 16503/1 и 16503/2) проекта «Трнтон-1M» началось на Ново-Адмиралтейском заводв в 1970 году. В конце 1971 года были начаты монтажные работы. После окончания в июле 1972 года швартовных испытаний на базе в/ч 20914 образцы были перевезены на Черноморскую базу предприятия «Гидроприбор», где Ленинградское Адмиралтейское объединение в 1972 году предъявило их к заводским ходовым испытаниям, продолжавшимся до 10 января 1973 года.
29 января 1973 г. образцы были предъявлены председателю комиссии государствен¬ной приемки капитану 1 ранга Н. А. Мышкину. Государственные испытания продолжались с 1 февраля по 10 июня с перерывом в апреле для устранения замечаний. 30 июня подписали приемные акты. Обе сверхмалые подводные лодки- носители водолазов проекта «Тритон-1М» В-482 и В-483 были приняты в состав Военно-Морского Флота.
Всего Ново-Адмиралтейский завод и Ленинградское Адмиралтейское объединение построили и передали ВМФ СССР 32 сверхмалые подводные лодки-транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1M». Главными строителями были В.Я.Бабий, Д.Т.Логвиненко, Н.Н.Чумичев, а ответственными сдатчиками -П.А.Котляр, Б.И.Доброзий и Н.Н.Аристов.
СМПЛ «Тритон 1″ отличается от СМПЛ «Тритон-2″ не только основными ТТХ, но и компоновкой помещений и оборудования в них. Так на СМПЛ «Тритон 1″ легководолазы располагаются в одной кабине, а на СМПЛ «Тритон-2″ для них предусмотрены два отсека: один – для легководолазов – водителей, а другой – для 4-х легководолазов, принимаемых на СМПЛ для выполнения различных задач.
На СМПЛ «Тритон1″ АБ размещена в два яруса в вертикальном прочном контейнере, выполненном в форме «восьмерки», а на СМПЛ «Тритон-2″ размещение АБ предусмотрено в один ярус в 2-х горизонтально расположенных прочных контейнерах, выполненных в форме «двойной восьмерки».

Однако характеристики «Тритонов» не удовлетворяли заказчиков, эксплуатировавших эти СМПЛ, поэтому СПМБМ «Малахит» в начале 1980-х годов было выдано ТТХ на создание новой СМПЛСН но уже «сухого» типа, впоследствии широко известной как «Пиранья».

Югославская компания «Бродосплит» в 1980-х начала производство двухместной сверхмалой подводной лодки-транспортировщика легководолазов типа R-2M, которая по своей компоновке напоминает «Тритон-1M» Зарубежный вариант имеет нормальное надводное водоизмещение 1,4 т, длину 4,9 м и развивает подводную ско¬рость до 4 узлов и имеет дальность ее плавания-до 18 миль.
Азербайджан недавно выдал компании контракт на ремонт своих подводных лодок, дислоцирующихся на Каспийском море. Частная хорватская верфь «Adria-Mar», расположенная на побережье Адриатики, приступила к ремонту сверхмалых ПЛ ВМС Азербайджана. Речь идет о сверхмалых ПЛ-носителях водолазов «Тритон 1М» и «Тритон 2М», построенных в СССР в 1970-е гг. Компания «Adria-Mar» относится к тем немногим верфям, у которых есть необходимые технологии и комплектующие для тех единиц, которые находятся в составе флотов бывшего Соцлагеря.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СПМБМ «Малахит»
Гл. конструктор Я.Е.Евграфов, Е.С. Корсуков (с 1970г.)
Завод-строитель ЛАО
Нормальное водоизмещение, м3 1,54 -1,6
Подводное водоизмещение, т 3,70
Длина наибольшая, м 5,0
Ширина наибольшая, м 1,35
Высота от основной линии, м 1,38
Осадка средняя, м 1,0 (с проницаемым корпусом)
Глубина погружения, м 40
Материал корпуса немагнитный сплав
Время непререрывного пребывания под водой, час. 6
Автономность, ч 7,5
Экипаж, чел. 2
Энергетическая установка:
- тип электрическая
- тип ГЭД забортный
количество и мощность ГЭД П32М,кВт (л. с.) 1х3,4(1х4,6) количество аккумуляторов типа СЦ-ЗОО и групп (в скобках), шт………. 69 (2)
- число гребных валов 1
- размещение АБ в герметичных контейнерах
Скорость хода, уз.:
- наибольшая подводная 6-6,5
Дальность плавания, мили:
- экономическая подводная 35-37,3
Средства управления:
компас КМ69-1 1
система автоматического и ручного дистанцион¬ного управления рулями «Саур» 1

Источники:
• Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
• «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
• Гусев А. Подводные лодки специального назначения. СПб.: «Галерея Принт», 2002
• Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
• Колесников Ю.И. Морской спецназ.М.:Яуза, Эксмо,2004
• Чикин А.М. Морские дьяволы.Вече.М.2010
• Тарас А.Е. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004.-Мн. Харвест.2004
• Александр Ржавин «Морские дьяволы. Из жизни водолазов-разведчиков Балтийского флота ВМФ». ООО «ТД Алгоритм», 2016 (https://kniga-online.org/books/other-literature/voennoe/page-53-272428-aleksandr-rzhavin-morskie-dyavoly-iz-zhizni.html)
• http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/triton/list.htm
• http://war-russia.info/index.php/nomenklatura-vooruzhenij/372-vmf/podvodnye-lodki/podvodnye-lodki-i-podvodnye-obitaemye-apparaty-spetsialnogo-naznacheniya/2065-sverkhmalye-nositeli-podvodnykh-plovtsov-triton-1-triton-1m-1959g

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ТРИТОН-1М» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
МПЛ «ТРИТОН-2» И «ТРИТОН» НА МВМС-2011
МПЛ «ТРИТОН-2» И «ТРИТОН» НА МВМС-2005-2009
СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ «ТРИТОН-2»
НОСИТЕЛЬ ВОДОЛАЗОВ «ТРИТОН»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
МАЛЫЕ, СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ