ГУСЕНИЧНЫЙ ДВУХЗВЕННЫЙ ВЕЗДЕХОД ТТМ-4902ПС-10 «РУСЛАН»
TRACKED TWO-TIER VEHICLE TTM-4902PS-10 «RUSLAN»

12.01.2017

В арктической бригаде Северного флота (СФ) водители вездеходов ТТМ-4902ПС-10 совершенствуют навыки преодоления препятствий на пересеченной местности.
Занятия по вождению проводятся на отдаленном полигоне сухопутных и береговых войск СФ, где в равной степени представлены особенности рельефа местности в Кольском Заполярье: редколесье, овраги, скопления валунов и тому подобные естественные преграды.
Выполнение упражнений по вождению является первым хорошим опытом для водителей в 2017 году и испытанием для машин. Тактико-технические характеристики вездеходов позволяют преодолевать все преграды в условиях низкой температуры и обильного снегопада. Глубина снежного покрова на полигоне местами достигает 2,5 м.
Вездеход ТТМ-4902ПС-10 выполнен по модульной схеме: переднее звено – энергетический модуль, в котором могут перевозиться 6 человек, включая водителя, заднее звено – трансформируемый пассажирский модуль вместимостью 10 человек, который может быть легко переоборудован под спальный, медицинский блок или командный пункт.
Температурный режим эксплуатации — от –50 до +50 градусов Цельсия. Машина оснащена предпусковым подогревателем двигателя и топлива, оборудована системой обогрева салонов.
Высокая проходимость вездехода ТТМ-4902ПС-10 в особо тяжелых дорожно-климатических условиях обеспечивается низким давлением на грунт, достаточно высокой удельной мощностью, большим дорожным просветом, использованием при повороте принципа складывания звеньев без изменения тягового усилия и скорости.
Система принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости расширяет возможности вездехода при преодолении различных препятствий. Высота преодолеваемого препятствия — до 1,8 м.
Пресс-служба Северного флота

80-Я ОТДЕЛЬНАЯ МОТОСТРЕЛКОВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ БРИГАДА


ГУСЕНИЧНЫЙ ДВУХЗВЕННЫЙ ВЕЗДЕХОД ТТМ-4902ПС-10 «РУСЛАН»

Гусеничный двухзвенный вездеход ТТМ-4902ПС-10 «Руслан» производится на Нижегородском заводе транспортно-технологических машин НПО «Транспорт».
Гусеничная двухзвенная (двухсекционная) плавающая машина высокой проходимости предназначена для перевозки различных грузов и технологического оборудования массой до 4 000 кг в условиях бездорожья, снежной целины и болот всех категорий.
Вездеход ТТМ-4902ПС-10 выполнен по модульной схеме: переднее звено — энергетический модуль, в котором могут перевозиться 6 человек, включая водителя, заднее звено — трансформируемый пассажирский модуль вместимостью 10 человек, который может быть легко переоборудован под спальный, медицинский блок или командный пункт.
Машина выполнена по модульной схеме:
• переднее звено – энергетический модуль (грузоподъемность до 500 кг.), в котором могут перевозиться 6 человек (3 спальных места),
• заднее звено – пассажирский модуль (18 чел., 6 спальных мест).

ТТМ-4902ПС-10 имеет хорошо зарекомендовавший себя дизельный двигатель производства Камского автозавода, автоматическую коробку передач и простые органы управления, как у грузового автомобиля.
Температурный режим эксплуатации составляет от «минус» до «плюс» 50 градусов Цельсия. Машина оснащена предпусковым подогревателем двигателя и топлива, оборудована системой обогрева салонов.
Высокая проходимость вездехода ТТМ-4902ПС-10 в особо тяжелых дорожно-климатических условиях обеспечивается низким средним давлением на грунт, достаточно высокой удельной мощностью, большим дорожным просветом, использованием при повороте принципа складывания звеньев без изменения тягового усилия и скорости.
Система принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости расширяет возможности вездехода при преодолении различных препятствий. Высота преодолеваемого препятствия составляет до 1,8 метров.

Высокая проходимость и маневренность машины в особо тяжелых дорожно-климатических условиях обеспечиваются:
- наличием поворотно-сцепного устройства (ПСУ), использующего при движении принцип складывания звеньев в 3-х плоскостях без изменения тягового усилия и скорости. Система принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости расширяет возможности машины при преодолении различных препятствий (например – при форсировании рек с быстрым течением и обрывистыми берегами);
- низким средним давлением на грунт;
- высокой удельной мощностью.
Эксплуатируется на грунтах с низкой несущей способностью, включая снежную целину без ограничения глубины снежного покрова, сыпучие пески, болота всех категорий и открытые водоемы.
На большие расстояния машина может транспортироваться в кузове автомобиля типа КАМАЗ с полуприцепом.

Производитель (НПО «Транспорт») в паспорте коммерческой версии вездехода указывает вместимость в 18 человек. В том же паспорте указано, что грузоподъемность машины может достигать 4 тысяч килограммов.
Базовая комплектация:
• автомобильные органы управления (рулевое колесо) с ГУРом;
• гусеницы с открытым шарниром (ОШ) с эластичными уширителями шириной 760 мм;
• автоматическая трансмиссия (шестиступенчатая).
Варианты комплектации по требованию Заказчика:
• гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ) с эластичными уширителями шириной 760 мм для болот, снежной целины, тундры и песка;
• гусеницы с открытым шарниром (ОШ) или с резинометаллическим шарниром (РМШ) БЕЗ уширителей шириной 390 мм для грунтовых, каменистых и лесных дорог, неглубокого снега и песка;
• гусеницы без уширителей с резиновыми башмаками (асфальтоходные гусеницы);
• электрическая лебедка с тяговым усилием до 5000 кг., длина троса лебедки – 25 м.;
• защита стекол;
• кондиционер;
• аудио-, видео- оборудование и GPS-навигация.
Все модификации имеют вариант исполнения «Для Севера», который включает в себя:
• двойное остекление (стеклопакеты) кабины;
• предпусковой подогреватель двигателя Thermo E Spheros и автономный отопитель салона Webasto AirTop;
• дополнительная термошумоизоляция.

В декабре 2014 года специалисты ЗАО «Транспорт» на снегоболотоходе ТТМ-4902ПС успешно завершили 500 километровый испытательный пробег Министерства обороны РФ в сложных природно-климатических условиях Заполярья на территории Кольского полуострова.
На вооружение отдельной мотострелковой арктической бригады Северного флота поступят двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы высокой проходимости ТТМ-4902ПС-10. Машины прошли испытания в условиях Кольского Заполярья и были доработаны предприятием-поставщиком с учетом полученных рекомендаций по эксплуатации в данной климатической зоне.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Снаряженная масса, кг 13060
Грузоподъемность, кг 3500 (500+3000)
- первого звена, кг 500
- второго звена, кг 3000
Среднее давление на грунт, кг/см2 0,17
Максимальная скорость, км/ч 48
Запас топлива, л 800
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5
Количество мест в кабине до 22
Количество спальных мест 9
Габаритные размеры (LxBxH), мм 11570х2940х2660
Ширина по корпусу, мм 2500
Двигатель турбодизель, 300 л.с.
Коробка передач автоматическая, шестиступенчатая
Преодолеваемый подъем на твердом сухом грунте с полной нагрузкой, ° не менее 30°
Допускаемый боковой крен на твердом сухом грунте, ° не менее 25°
Наименьший радиус поворота машины (по середине
внутренней гусеницы), м не более 10

Источники: transport-ttm.com, Пресс-служба Северного флота, Лента.ру и др.