ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-141 «СТРИЖ» (ВР-2)
OPERATIONAL AND TACTICAL RECONNAISSANCE SYSTEM TU-141 «STRIZH» (VR-2)

После разработки беспилотных комплексов разведки оперативно-стратегического назначения Ту-123 «Ястреб» (ДБР-1) и Ту-139 «Ястреб-2» (ДБР-2) ОКБ завода «Опыт» (КБ А.Н. Туполева) приступила к работам по созданию беспилотных летательных аппаратов оперативного и тактического назначения. Учитывая опыт боевого применения и поступавшую информацию о проводимых на Западе разработках новых беспилотных аппаратов в Советском Союзе начались активные работы по созданию и совершенствованию БЛА. В ОКБ Туполева первыми такими аппаратами стали: тактический разведывательный комплекс Ту-143 «Рейс» (ВР-3) и оперативно-тактический Ту-141 «Стриж» (ВР-2).
К работам над комплексами «Рейс» и «Стриж» в ОКБ завода «Опыт» приступили практически одновременно. Многие технические решения для обоих комплексов и компоновочные решения самих беспилотных самолетов-разведчиков были близкие по своей практической реализации, отличия в основном касались дальности действия систем.
Воздушный оперативно-тактический разведывательный комплекс ВР-2 “Стриж” с БЛА Ту-141 был создан в начале 1970-х годов в ОКБ завода “Опыт” под руководством Г.М. Гофбауэра. С начала 1990-х годов беспилотную тематику в ОКБ возглавил Главный конструктор Л.Т.Куликов.

В случае с комплексом «Стриж», при проектировании беспилотного самолета-разведчика, первоначально речь шла о создании двухрежимного летательного аппарата. Предполагалось, что беспилотный самолет «141″ на трансзвуковой или на небольшой сверхзвукой скорости (1200-1300 км/ч) будет два раза прорывать фронтовую ПВО противника (при прохождении на маршрут разведки и при возвращении на место посадки. Следование по маршруту разведки самолет должен был проходить на крейсерском дозвуковом режиме. Посадку самолет-разведчик должен был выполнять по-самолетному на выпускаемую перед посадкой лыжу. На подобном алгоритме использования самолета «141″ настаивали военные. Предварительные оценки и расчеты, проведенные в ОКБ, показали, что подобный подход к созданию нового беспилотного комплекса приведет к лавинообразному увеличению массы самолета при попытках сохранить требуемые основные летно-тактические данные.
На основании достаточно длительных обсуждений проблемы, было принято и согласовано с заказчиком решение отказаться от сверхзвукового режима и ограничиться скоростью 1000 км/ч на всем маршруте выполнения разведывательного полета. Одновременно отказались от посадки на аэродром на лыжу, перейдя к варианту вертикальной парашютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе.
Летательный аппарат Ту-141 совершил первый полет в декабре 1974 года. После проведения Государственных испытаний в 1976-1977 годах БЛА был запущен в серийное производство на Воронежском авиазаводе. Серийное производство аппаратов Ту-141 продолжалось на Харьковском авиационном заводе. Всего до момента окончания серии в 1989 году завод выпустил 152 экземпляра самолета «141″.

Беспилотный летательный аппарат Ту-141 представляет из себя цельнометаллический низкоплан, выполненный по схеме «бесхвостка» с ПГО. Треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58 град., имело небольшие наплывы в корневых частях. ПГО – переставляемое на земле в пределах от 0 град. до 8 град. в зависимости от центровки самолета, трапецевидной формы в плане, с углом стреловидности по передней кромке 41,3 град. Вертикальное оперение выполнялось со стреловидностью по передней кромке 52 град. Управление самолетом осуществлялось с помощью двухсекционных элевонов на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя в овальную. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем.
БЛА Ту-141 при стартовой массе около 7 тонн имеет дальность полета до 1000 км. Высота полета БЛА в зависимости от полетного задания и условий применения составляет 50-6000 м (оптимальная для разведывательных средств – 2000 м).
Аппараты ранних серий выпускались с двигателем Р-9А-300, позднее стал применяться двигатель КР-17А (КР-17-300) со статической тягой 2000 кг. В некоторых работах встречается обозначение “Стрела” для БЛА с двигателем КР-17-300. Двигатель компоновался под углом 4,5 град. к оси самолета. Старт самолета-разведчика осуществлялся с помощью мощного стартового твердотопливного ускорителя, монтировавшегося под хвостовой частью фюзеляжа.
Посадка самолета-разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом ТРД. Ту-141 во всех модификациях совершает посадку на три опоры при спуске на парашюте.
В состав комплекса входят буксируемые транспортно-пусковые установки ТПУ-141, транспортно-заряжающие машины ТЗМ-141, контрольно-проверочный комплекс КПК-141, пункт обработки и дешифровки информации ПОД-3. В настоящее время комплекс состоит на вооружении ВВС России и Украины.
Ту-141 послужили базой при выпуске мишеней М-141. Мишенный комплекс, создан-ный на базе БЛА-мишени М-141, имеет обозначение ВР-2ВМ.
В основном комплексы ВР-2 “Стриж” поступили в части, дислоцированные на западных границах СССР, и после распада последнего большая часть из них оказалась в собственности новых независимых государств, в частности вооруженных силах Украины.
В настоящее время самолёт Ту-141 «Стриж» представлен в экспозиции Музея авиационной техники в Монино, демонстрировался на авиасалонах в Жуковском.

Кроме тактического комплекса ВР-3 «Рейс», в войне на Донбассе украинская армия использует и комплекс оперативно-тактической разведки ВР-2 Стриж. Более тяжелый и дальний Ту-141 также запускается при помощи стартового ускорителя и посадку совершает при помощи парашютной системы. Всего в советское время с 1979 по 1989 года на Харьковском авиазаводе выпустили 152 таких самолета, весьма значительная их часть осталась на территории Украины.

Ту-141 и Ту-143 имеют неплохие возможности по преодолению ПВО противника за счет своей скорости и возможности использования малых и больших высот. Однако их приборное оборудование устарело – для фотографирования используется фотопленка, аппарат должен вернуться в точку посадки, пленку надо изъять, доставить в лабораторию, проявить и дешифровать. Таким образом речь не идет о разведке в реальном масштабе времени и зазор от момента съемки до использования данных может значительным, что часто обесценивает результат разведки мобильных целей.
НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ВОСТОКА И ЮГА УКРАИНЫ 2014

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг 5370
Размах крыла, м 3,875
Длина самолета, м 14,33
Высота, м 2,435
Площадь крыла, м2 10,00
Тип двигателя 1 ТРД КР-17А
Максимальная скорость, км/ч 1110
Дальность полета, км 1000
Практический потолок, м 6000
Минимальная высота полета, м 50

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 24.11.2014

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф., «Беспилотные летательные аппараты». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 160 с., Авиация и Время. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики, Крылья Родины. Анатолий Липатов. Первым делом – самолеты, ну а летчики…, Авиация и космонавтика. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» www.tupolev.ru, www.airwar.ru, militarizm.livejournal.com, www.dogswar.ru и др.