ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-143 «РЕЙС» (ВР-3)
И ТУ-243 «РЕЙС-Д» (ВР-ЗД)
TACTICAL RECONNAISSANCE SYSTEM TU-143 «REIS» (VR-3)
AND TU-243 «REIS-D» (VR-3V)

27.05.2018

Штаб «ООС» сообщил о том, что 25 мая украинские военные сбили беспилотный летательный аппарат, принадлежащий Вооружённым силам ДНР.
«Вчера вечером, 25 мая, силами и средствами противовоздушной обороны Объединённых сил в полосе действий одной из механизированных бригад, обороняющейся на Волновахском направлении, был сбит вражеский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), которым противник пытался вести разведку и в дальнейшем корректировать огонь по резервам бригад», — сказано в сообщении.
«Система противовоздушной обороны объединённых сил действует эффективно», — с пафосом добавили оккупанты.
Однако, как выяснилось, БПЛА оказался украинским аппаратом — Ту-141 «Стриж».
Об этом заявил заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
«Фейковые СМИ Украины распространили информацию об уничтожении нашего беспилотника, который по факту оказался украинским беспилотным аппаратом — Ту-141 „Стриж“», — сказал он.
rusvesna.su


ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-143 «РЕЙС» (ВР-3)
И ТУ-243 «РЕЙС-Д» (ВР-ЗД)

После разработки беспилотных комплексов разведки оперативно-стратегического назначения Ту-123 «Ястреб» (ДБР-1) и Ту-139 «Ястреб-2» (ДБР-2) КБ завода «Опыт» (КБ А.Н. Туполева) приступила к работам по созданию беспилотных летательных аппаратов оперативного и тактического назначения. Учитывая опыт боевого применения и поступавшую информацию о проводимых на Западе разработках новых беспилотных аппаратов в Советском Союзе начались активные работы по созданию и совершенствованию БЛА. В КБ туполева первыми такими аппаратами стали: тактический разведывательный комплекс Ту-143 «Рейс» (ВР-3) и оперативно-тактический Ту-141 «Стриж» (ВР-2).
В 1976 году успешно прошел Государственные испытания и в 1982 году был принят на вооружение ВВС Советской Армии второй, выпускавшийся серийно, тактический беспилотный разведывательный комплекс ВР-3 “Рейс” с БЛА Ту-143 (ведущий конструктор проекта БЛА Г.М.Гофбауэр), сменивший в войсках комплекс разведки с БЛА типа Ла-17РМ.
Комплекс ВР-3 “Рейс” обеспечивает всепогодную разведку в любое время суток в условиях сильной ПВО; автономность на всех этапах применения; многократное использование БЛА; высокую мобильность – перевозка любым транспортом; перебазирование своим ходом на расстояние до 500 км.
Первый полет аппарат Ту-143, выполненный по аэродинамической схеме “утка”, совершил 1 декабря 1970 года. Для старта с наземной мобильной пусковой установки СПУ-143 (БАЗ-135СПУ) БЛА оснащен стартовым твердотопливным двигателем, который к концу работы на дальности 500-550 метров от ПУ обеспечивает разгон БЛА до скорости около 290 км/ч. Старт производится из многоразового пускового контейнера, расположенного под углом 15 градусов к горизонту. В качестве маршевого двигателя на аппарате используется ТРД ТР3-117. Бортовой комплекс разведки комплектуется аппаратурой в двух вариантах: фото и телевизионная аппаратура; фото и инфракрасная аппаратура. Применяются АФА ПА-1, телекамера “Чибис-Б”, аппаратура радиационной разведки “Сигма”. Стартовая масса БЛА – 1400 кг, максимальная скорость – 900-955 км/ч, дальность полета 170-190 км.
Для многократного использования Ту-143 оснащен посадочной парашютной системой с тормозной твердотопливной двигательной установкой, обеспечивающей приземление на трехопорное шасси с вертикальной скоростью до 6 м/с.

В состав комплекса ВР-3 “Рейс”, действующего в интересах армии, входит 12 БЛА Ту-143. Для транспортировки двух БЛА и заряжания СПУ в состав комплекса “Рейс” входит транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 (БАЗ-135ТЗМ) с подъемным краном. С помощью ДПЛА Ту-143 можно проводить разведку над территорией, удаленной до 75 км от линии соприкосновения войск. Разведка производится на семи участках, расположенных по трассе полета. Полет совершался со сменой высоты полета (15 вариантов программы с варьированием высоты полета от 100 до 2000 м), в том числе – с огибанием рельефа местности.
Серийное производство Ту-143 с двигателем ТР3-117 велось на Воронежском авиазаводе с 1973 до 1989 года, построено около 1000 экземпляров. Хранение аппаратов Ту-143 осуществляется в специальных контейнерах в гермоупаковках из прорезиненной ткани.

БЛА Ту-143 “Рейс” в ходе эксплуатации был усовершенствован. В 1980-е годы КБ завода «Опыт» (КБ А.Н. Туполева) провело глубокую модернизацию комплекса «Рейс», значительно улучшив его тактические возможности, комплекс получил название Ту-243 «Рейс-Д» (ВР-ЗД).
На выставках МАКС-95 и МАКС-97 в Жуковском был представлен модернизированный вариант БЛА – Ту-243 комплекса тактической беспилотной воздушной разведки “Рейс-Д”, который был принят на вооружение в 1982 году и выпускается серийно на Кумертауском авиационном производственном предприятие. Всепогодный комплекс предназначен для ведения днем и ночью воздушной разведки, доразведки целей и контроля за результатами стрельбы и бомбометания на глубину до 150 км от линии боевого соприкосновения.
Со второй половины 1990-х годов началась полномасштабная эксплуатация модернизированного комплекса в частях российской армии.
Эксплуатация комплекса с разведывательными аппаратами возможна в условиях противодействия ПВО противника, радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения воздуха и местности.
В ходе проведения международного авиасалона МАКС-95 сообщалось о возможном приобретении БЛА российской нефтяной компанией для контроля за состоянием нефте-проводов.

Для старта аппаратов используется самоходная пусковая установка СПУ-243 (СПУ-143-4) на базе автомобиля БАЗ-135МБ. Перезаряжание пусковых установок производится подъемным краном, смонтированным на транспортно-заряжающей машине ТЗМ-243, осуществляющей перевозку двух аппаратов на открытой (зачехляемой) платформе. В состав комплекса входят контрольно-проверочный комплекс КПК-243 и пункт обработки и дешифровки информации ПОД-3Д.
Дальность действия комплекса доведена до 360 км. Навигационно-пилотажное оборудование обеспечивает полет аппаратов по заданной программе с точным выходом в район разведки и на участок посадки при завершении полета. Посадка аппарата осуществляется вертикально на парашютной системе на трехопорное убирающееся шасси.
БЛА Ту-243 создан в нескольких вариантах: фото-телевизионный (фото+ИК) разведчик; радиационный разведчик; мишень (с аппаратурой регистрации промаха) с размещением в сменном носовом контейнере соответствующей аппаратуры. Для проведения разведки на БЛА-фоторазведчике используются аэрофотоаппарат АП-402М и аппаратура инфракрасной разведки “Зима-М” либо АП-402М и телевизионная система “Аист-М”. Получение и регистрация разведывательной информации ведется в реальном масштабе времени на борту беспилотного самолета-разведчика (фото и ИК-информация записывается на бортовые накопители информации) и на наземном пункте приема, обработки и дешифрирования (информация, полученная по ИК и ТВ каналам транслируется по радиолинии). Принятый наземным пунктом сигнал записывается на постоянно движущуюся фотопленку шириной 19 см. Реально разведанный участок местности с координатами, привязанными к маршруту полета, просматривается оператором ПОД-3Д на экране через 30 секунд после пролета и в зависимости от важности полученной информации может передаваться для дальнейшего оперативного дешифрирования. Сроки получения развединформации о первом обнаруженном объекте при передаче по радиолинии – 10 минут, при доставке аэрофотопленки в пункт обработки ПОД-3Д – 20 минут. Точность определения координат объекта 60-70 метров, площадь местности, разведываемая за один полет – до 2100 квадратных километров.
В период с 1976 по 1989 г. выпущено 950 беспилотных летательных аппаратов Ту-143 и несколько десятков БЛА Ту-243. Подобной серийности не имел ни один «беспилотник» мира. Ранее на вооружении имелось до 25 эскадрилий с 12 БЛА каждая.
Комплекс ВР-3 поставлялся в страны Варшавского Договора, Монголию, в Ирак и Сирию, где они успешно были использованы для ведения разведки при боевых дейст¬виях в Ливане. После Чернобыльской катастрофы специалистами ОКБ им. А.Н.Туполева было предложено использовать комплекс “Рейс” для проведения радиационной разведки местности, но для воздушной разведки по ряду причин применялись только пилотируемые аппараты.
Мишенный комплекс, созданный на базе БЛА Ту-143 для проведения учебно-боевых стрельб управляемыми зенитными ракетами, имеет обозначение ВР-3ВМ, БЛА-мишень – М-143.

Компанией «Туполев» в 2007 году подготовлены и направлены в министерство обороны предложения по применению на модернизированных беспилотных летательных аппаратах (БЛА) новых материалов, сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «Одним из направлений модернизации беспилотных летательных аппаратов, помимо замены бортового (целевого) оборудования, является облегчение конструкции за счет применения композиционных материалов», – сказал собеседник агентства. Он пояснил, что речь идет о модернизации авиационных разведывательных комплексов с БЛА Ту-143 и Ту-243, значительное количество которых находится в войсках.
«Находящиеся на вооружении беспилотные авиационные разведывательные комплексы создавались на базе технологий, которые уже морально устарели. Поэтому предстоит глубокая модернизация этих комплексов не только в части замены целевой нагрузки и бортового оборудования, но и самого летательного аппарата», – сказал собеседник агентства.
В 2008 году было принято решение о модернизации находящихся на вооружении беспилотных комплексов воздушной разведки «Рейс» и «Рейс-Д». «В настоящее время объявлен конкурс на проведение модернизации стоящих на вооружении комплексов воздушной разведки «Рейс» и «Рейс-Д» с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) Ту-143 и Ту-243, соответственно», – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, большие шансы на победу в конкурсе имеет компания «Туполев», являющаяся разработчиком БЛА. «Окончательный объем модернизации пока не определен. Все будет зависеть от финансовых возможностей заказчика», – сказал собеседник агентства. Он отметил, что, скорее всего, модернизация комплексов «Рейс» и «Рейс-Д» будет проведена по так называемому бюджетному варианту. «Подвести итоги конкурса планируется в конце марта», – сказал собеседник агентства. По его словам, в результате модернизации сроки эксплуатации беспилотных летательных аппаратов Ту-143 и Ту-243 будут продлены, как минимум, на 10 лет.

Украинские войска используют БЛА Ту-143 и Ту-141 в войне на Донбассе. Хотя БПЛА Ту-143 Рейс многоразового использования (5 вылетов), как видим, в ход уже пошли старые складские запасы с наспех замазанными красными звездами. В тоже время на приземлившемся летом в районе позиций отряда Моторолы Ту-143 была полная украинская окраска.

Ту-141 и Ту-143 имеют неплохие возможности по преодолению ПВО противника за счет своей скорости и возможности использования малых и больших высот. Однако их приборное оборудование устарело – для фотографирования используется фотопленка, аппарат должен вернуться в точку посадки, пленку надо изъять, доставить в лабораторию, проявить и дешифровать. Таким образом речь не идет о разведке в реальном масштабе времени и зазор от момента съемки до использования данных может значительным, что часто обесценивает результат разведки мобильных целей.
Хотя статистики о вылетах украинских Ту-141 и Ту-143 нету, видимо эксплуатация довольно интенсивная, переход на использование «краснозвездных» Ту-143 говорит об исчерпании аппаратов «первой очереди». Сколько Ту-143 было на хранении неизвестно, но думается их число тоже не безгранично.

Газета министерства обороны Украины «Народна армія» в январе 2015 года опубликовала интересную информацию об использовании украинской стороной в боевых действиях на Донбассе советских беспилотных комплексов воздушной разведки ВР-3 «Рейс», использующих реактивные беспилотные летательные аппараты Ту-143, и состоящих на вооружении отдельного полка БЛА, дислоцированного в Хмельницком.
До объявления перемирия в начале сентября ими была проведена разведка более 250 тысяч гектаров территории и более 300 объектов, включая 48 блок-постов и почти 150 объектов инфраструктуры (мостов, дамб, перекрёстков, участков дорог). Для более эффективного применения и увеличения радиуса использования этих беспилотников практиковалось выдвижение мобильных пусковых групп прямо к передовым позициям войск, с организацией охраны пусковых установок.
В статье утверждается, что сбоев за всё время применения они не имели. В то же время известно, что по крайней мере один используемый в комплексе БЛА Ту-143 совершил посадку на территории, находящейся под контролем повстанцев (1 августа 2014 г. под Шахтёрском) .
Сообщается, что уже в ходе боевых действий часть аппаратов Ту-143 была модифицированы силами полка путём установки на них современных цифровых камер. Это увеличило разведывательные возможности и скорость получения данных после вылета. Несмотря на всю архаичность этих БЛА, даже они стали ценным активом для украинской армии.
НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ВОСТОКА И ЮГА УКРАИНЫ 2014

В начале февраля 2015 г. Игорь Плотницкий подчеркнул то, что был сбит реактивный беспилотник в районе Стаханова. К сожалению, он упал в том месте, где идут перекрестные бои и наши группы выехали на место падения этого летательного аппарата для его изъятия. Когда был Иловайский котел и ему подобное, разведгруппами Новороссии было изъято достаточное количество вооружения украинской армии, в том числе системы ПВО. Это одна из систем, которая называется „Оса”, которая способна контролировать наше воздушное пространство. Из 10 захваченных единиц нами 8 восстановлены и продолжается ремонт еще двух машин
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К33М3 ОСА-АКМ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовый вес, кг:
- Ту-143 1230
- Ту-243 1560 – 1600
Вес пустого Ту-243, кг 1150
Маршевый двигатель ТРД типа ТР3-117 тягой 640 кг
Стартовый двигатель РДТТ типа СПРД-251
Скорость полета, км/ч:
- Ту-143 до 950
- Ту-243 550 – 1000
Дальность полета, км:
- Ту-143 до 180 – 360
- Ту-243 до 360 (до 250 на высоте 50 м)
Глубина разведки, км:
- Ту-143 70 – 80
- Ту-243 110
Диапазон высот полета над уровнем земли, м 50-2000
Максимальная высота полета над уровнем моря, м 5000
Высота проведение разведки, м 200-1000
Максимальная продолжительность полета, мин. 13
Время подготовки к пуску, мин. 15
Время подготовки к повторному пуску, ч 4
Число применений одного БЛА до 5
Площадь, разведываемая за один вылет для Ту-243, кв. км до 2100

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 24.11.2014 с дополнениями

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф., «Беспилотные летательные аппараты». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 160 с., www.tupolev.ru, Рособоронэкспорт, Интерфакс-АВН, Кумертауское авиационное производственное предприятие, militarizm.livejournal.com, bmpd.livejournal.com и др.

ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-243 «РЕЙС-Д» (ВР-ЗД) НА МАКС-99
ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-243 «РЕЙС-Д» (ВР-ЗД) НА МАКС-97
ОАО «ТУПОЛЕВ»