ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ U-2R/TR-1 DRAGON LADY (США)
HIGH-ALTITUDE RECONNAISSANCE AIRCRAFT U-2R/TR-1 DRAGON LADY (USA)

24.08.2015

ВВС США направили высотный разведывательный самолет U-2 на базу близ Сеула (Южная Корея), сообщает defence-blog.com.
Северная Корея дала властям Южной Кореи 48 часов, чтобы прекратить пропагандистские радиопередачи вдоль сильно укрепленной границы и демонтировать все громкоговорители, в противном случае угрожает запустить «сильную военную акцию» (strong military action — прим. ВП). Власти Южной Кореи и США не уступают в решимости и обещают дать мощный военный отпор провокациям Северной Кореи.
Военный Паритет

23.03.2016

Американская компания Lockheed Martin проведет модернизацию стратегических самолетов-разведчиков U-2S Dragon Lady, установив на них универсальные ретрансляторы сигналов. Как сообщает Flightglobal, новые ретрансляторы позволят бойцам на земле обмениваться информацией за пределами прямой видимости, запрашивать данные из различных разведывательных баз, а также подключаться к единой сети Пентагона.
В рамках модернизации на U-2S установят новую систему спутниковой связи, разработанную американской компанией L-3 Communication. Она будет предоставлять возможности спутниковой связи тем наземным подразделениям, которые на имеют соответствующего оборудования. В целом бойцы смогут передавать видео, изображения, текстовые и голосовые сообщения.
Новое оборудование практически никак не отразится на массе полезной нагрузки, которую могут брать самолеты-разведчики. Это означает, что с ретранслятором U-2S все равно смогут вести разведку местности и наблюдение. Как ожидается, работы по установке новых систем связи на разведчики начнутся в ближайшие несколько месяцев.
Испытания новой системы ретрансляции сигналов проводились летом прошлого года и были признаны успешными. Во время испытаний система передала данные целеуказания с истребителя F-22 Raptor на наземную станцию, которая затем отправила их на имитатор противокорабельной крылатой ракеты LRASM. Ракету имитировали при помощи бортовых систем бизнес-джета.
Благодаря испытанной системе связи боевые самолеты смогут получать данные с разведывательных систем U-2, в частности электронно-оптических сенсоров SYERS-2B/C и оптических камер высокого разрешения OBC. Эти системы являются стандартными инструментами наблюдения американских высотных разведывательных самолетов U-2.
https://nplus1.ru

25.08.2016

Самолет-разведчик U-2 Dragon Lady, созданный в 1950-х годах, может обрести новую жизнь в роли «киллера» баллистических ракет противника, выходящих на этап низкой околоземной орбиты, сообщает «Военный Паритет».
По данным издания Aviation Week, этот самолет рассматривается в качестве платформы для создания технологического демонстратора высотного лазерного оружия. Предназначением такой платформы является уничтожение БР стран-изгоев, возможно, оснащенных ядерной или химической боеголовкой. Ранее эту роль должен был выполнять самолет YAL-1 (Airborne Ballistic Laser), созданный на базе Boeing 747 и оснащенный химическим лазером. Однако эти работы потерпели неудачу, программа была закрыта.
U-2 является «сильным кандидатом» на эту роль из-за наличия «структурной целостности, модульных отсеков полезной нагрузки, высокой выходной мощности и открытой архитектуры оборудования». В качестве противоракетного самолета U-2 будет выполнять миссии в беспилотном режиме, что позволит высвободить еще больше внутреннего объема для размещения элементов лазерной боевой установки. Перехватчик может долго барражировать у районов расположения ракетных позиций противника в ожидании пуска БР в угрожаемый период.
В отличие от программы YAL-1, когда потребовался самолет «Боинг-747» с большими внутренними объемами для размещения огромного количества топлива для химического лазера, самолет U-2 будет оснащен твердотельным лазером, для которого используется мощный энергоагрегат. В начале 2015 года компания General Atomics представила лазер мощностью 150 кВт для беспилотника Avenger.
Бортовой лазер должен уничтожать ракеты, быстро нагревая их корпус, в результате возгорается огнеопасное ракетное топливо. Но до сих пор идея превратить U-2 в самолет ПРО остается на уровне концепции. Другими кандидатами на эту роль рассматриваются БЛА Avenger или такой большой самолет как C-130 Hercules. Но если будет выбран U-2, этот самолет может служить еще лет 80, что станет новым мировым рекордом, сообщает popularmechanics.com.
Военный Паритет

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА США

21.09.2016

Американский самолет-разведчик, аналогичный сбитому в 1960 году над территорией СССР, разбился в штате Калифорния, оба пилота эвакуировались, сообщила пресс-служба ВВС.
Самолет U-2, известный как Dragon Lady, потерпел крушение во время тренировочного полета. Идет расследование обстоятельств инцидента.
РИА Новости

31.03.2017

Уже к 2019 году все самолеты-разведчики Lockheed U-2 Dragon Lady, остающиеся на вооружении американской армии, будут списаны или перепрофилированы.
Портал defensenews.com сообщил о том, что корпорация Northrop Grumman готовит новую модификацию беспилотника RQ-4 Global Hawk, которая сменит легендарный самолет на боевом дежурстве.
В прошлом году ВВС США подписали с корпорацией Northrop Grumman контракт, согласно которому два беспилотника RQ-4 Global Hawk будут оснащены мультиспектральными датчиками MS-177. Этот разведывательный модуль способен записывать данные в видимом, а также инфракрасном (коротко- и длинноволновом) спектрах.
В феврале этого года первый прототип RQ-4 Global Hawk с датчиком MS-177 совершил тестовый полет, в ходе которого разработчики измерили уровень вибраций и настроили оптику. «Это похоже на тот случай, когда вы держите камеру в движущейся машине и снимок получается смазанным. Тоже самое происходит и с оборудованием в небе, поэтому нам надо правильно настроить работу датчика для получения идеально четкого изображения», – рассказал Мик Джаггер, руководитель программы по созданию новой модификации разведывательного беспилотника. Следующий этап испытаний намечен на апрель.
За последние три года Конгресс уже дважды менял свое решение относительно разведывательной авиации. Изначально конгрессмены проголосовали за списание RQ-4 Global Hawk в пользу Lockheed U-2 Dragon Lady, но после снижения стоимости эксплуатации беспилотника (была создана новая модификация Global Hawk – Block 40) было решено к 2019 году списать самолеты и закупить партию разведывательных дронов нового поколения – RQ-4 Global Hawk с датчиком MS-177.
Известно, что стоимость часа полета беспилотника RQ-4 Global Hawk последней модификации составляет порядка $14 500, тогда как Dragon Lady «съедает» свыше $32 000. Меньшая цена эксплуатации, а также широкие возможности датчика MS-177 стали решающими аргументами в пользу беспилотной разведывательной авиации.
Военно-промышленный курьер

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK (США)

22.05.2017

Впервые на учениях Northern Edge 17 на Аляске (США) появился высотный разведывательный самолет U-2 Dragon Lady, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на airrecognition.com (19 мая).
Самолет из состава 9-го разведывательного крыла ВВС США (база Билл, Калифорния) прибыл на объединенную базу Элмендорф-Ричардсон и был продемонстрирован местной общественности. Аляска является местом совместных маневров Northern Edge 17 вооруженных сил США, здесь располагаются около 6 тыс военных и 200 самолетов, на побережье появляются корабли ВМС.
В течение двухнедельных маневров U-2 тестировал новую технологию по взаимодействию с истребителями четвертого и пятого поколений. Во время учений на аляскинской базе размещались 130 военнослужащих 9-го авиакрыла.
Военный Паритет


ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ U-2R/TR-1 DRAGON LADY

Компания Lockheed Martin предлагает усовершенствованный вариант пилотируемого высотного разведывательного самолета U-2 как альтернативы беспилотным стратегическим БЛА RQ-4B Global Hawk производства компании Northrop Grumman. Модернизированный самолет, который также имеет название Dragon Lady, будет иметь продолжительность полета, равной «Глобал Хоку». Намечается «тяжелая битва» убедить законодателей и Пентагон, отмечают эксперты.
ВВС США провели модернизацию высотных самолетов-разведчиков U-2 Dragon Lady, установив на них новые системы контроля давления в кабине пилота и отбора воздуха от двигателя. Благодаря усовершенствованию летчики, выполняющие полеты на U-2 на больших высотах, больше не будут страдать от декомпрессионной, или кессонной, болезни. Модернизация самолетов производилась в рамках программы CARE (Cabin Altitude Reduction Effort, меры по снижению «высоты» в кабине).

На самолетах U-2 были заменены штатные датчики контроля и системы регулировки давления в кабине пилота. Были перенастроены и приборы отбора воздуха от двигателей в ходе полета, используемого для повышения давления в кабине. Благодаря таким изменениям давление внутри кабины пилота при полете на высоте 21,3 тысячи метров удалось повысить с 4,4 фунтов-силы на квадратный дюйм (около 0,3 атмосферы) до восьми фунтов-силы на квадратный дюйм (0,54 атмосферы).
Благодаря внесенным изменениям «высоту» в кабине пилота удалось снизить с 8,9 тысячи метров до 4,6 тысячи метров. Таким образом, риск развития декомпрессионной болезни во время полета на большой высоте был практически сведен к нулю. Системы CARE получили 27 самолетов U-2. На модернизацию было потрачено 8,7 миллиона долларов.
Высотный разведчик и исследовательский моноплан. По конструкции — свободнонесущий среднеплан с опущенными законцовками крыльев, используемыми как лыжи при приземлении.

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа убирающееся в фюзеляж со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшоего диаметра со сплошными шинами. Тормозамиоборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлете должен бежать рядом со стартующим самолетом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остается на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолет набирает достаточную скорость, и крылья немного прогибаются вверх, принимая на себя тяжесть самолета. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место: далее самолет может передвигаться самостоятельно.
Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полета, при взлете и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указанию пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

В 2015 году после «десятилетней болтовни» Пентагон решил наконец вывести парк самолетов U-2 из состава ВВС. Но сторонники самолета продолжают утверждать, что U-2 способен поднять 5000 фунтов полезной нагрузки (примерно 2400 кг) против 3000 у «Глобал Хока» (1350 кг), рабочая высота составляет 70 тыс футов (23000 м ) против 60 тыс (20000 м) у беспилотника. Кроме того, U-2 имеет набор оборонительных систем, которого лишен «Глобал Хок».
В этом году Пентагон выделил 1,8 млрд долл на модернизацию «Глобал Хока» с основным акцентом на повышение надежности и эффективности разведывательного оборудования. МО США намерено купить 45 БЛА, в том числе семь базовой версии Block 10, шесть Block 20, 21 Block 30 и 11 Block 40. Сильной стороной «Глобал Хока» является большая продолжительность полета — 24 часа против 12 ч у U-2 (пилотируемый самолет имеет ограничения по времени пребывания летчиков, одетых в высотные скафандры, в тесной кабине).
Однако «Локхид» разработала вариант самолета с расширенной хордой крыла на 10 футов (3 м) и увеличенным объемом отсека позади кабины для электрооборудования системы управления (это новшество преследует цель значительно улучшить эргономику пилотской кабины). ЭДСУ призвана значительно уменьшить нагрузку на пилотов, будет значительно упрощена процедура выполнения посадки, которая на самолете с огромной подъемной силой представляет отдельную проблему и требует значительных физических усилий от экипажа. Композитное крыло увеличенного объема позволит разместить больше топлива.
Пентагон был непостоянен в своей позиции по RQ-4 и в 2012 году даже предлагал отменить создание версии Block 30 и продолжить эксплуатацию U-2, но в этом году это решение было отменено. Какой летательный аппарат — RQ-4 или U-2 победит в этом споре, не столь важно, так как обе высотные платформы являются лишь частью более широкой архитектуры разведывательных систем США.
22 декабря 2014 года силы ПВО Ирана «отпугнули» от границ страны несколько самолетов-разведчиков, среди которых были американские U-2 Dragon Lady. Такое заявление сделал командир базы ПВО Хатам эль-Айбиа генерал Шахрох Шахрам (Shahrokh Shahram). Вероятно, самолеты-шпионы вели разведывательную деятельность накануне крупнейших военных маневров Mohammad Rasoulallah («Мир ему и благословение»), запланированных на 25-31 декабря.
Ранее командующий ПВО Ирана бригадный генерал Фарзад Исмаили (Farzad Esmayeeli) сообщал, что «стелс-самолет» U-2 подлетел близко к воздушному пространству Ирана, был обнаружен, предупрежден, после чего был вынужден уходить от зоны действия иранских ракетных систем. Однако U-2 не является стелс-самолетом, хотя и разработан с применением радиопоглощающих материалов, которые затрудняют обнаружение радарами противника.
В течение многих лет самолеты этого типа дислоцируются на базе Аль-Дхафра (ОАЭ).
ЯДЕРНАЯ И ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ИРАНА

Предложение компании Lockheed Martin превратить высотный разведывательный самолет U-2 в беспилотный аппарат больше не рассматривается, но самолет получит бортовой радар ФАР ASARS-2B производства компании Raytheon (Advanced Synthetic Aperture Radar System – радарная система с улучшенной синтезированной апертурой – прим. ВП), сообщается 31 июля 2015 года.
Пентагон продлил срок эксплуатации самолета с 2016 года по 2019 год, чтобы к тому времени беспилотный стратегический разведчик Northrop Grumman RQ-4B Global Hawk получил необходимую модернизацию. Но компания Lockheed Skunk Works считает, что рано отправлять самолет в «могильник», они могут летать до 2050 года.
Сообщается, что U-2 получат новейшую систему связи, которая может передавать данные между истребителями четвертого и пятого поколений, и стать, таким образом, промежуточным звеном коммуникации. Также U-2 оснащается системой SYERS-2C (Senior Year Electro-Optical Reconnaissance System-2C – система оптико-электронной разведки), две такие системы уже приняты на вооружение. Сообщается, что нововведения позволят продлить актуальность самолета далеко за пределами 2019 года.
ВВС имеют на вооружение 27 одноместных разведывательных и пять двухместных учебно-тренировочных самолетов U-2. Готовность парка самолетов составляет 97%, планер U-2 еще имеет 80% неиспользованного ресурса. Проводятся работы по уменьшению влияния декомпрессии при выполнении полетов на больших высотах. «Локхид» сообщает, что не было зарегистрировано ни одного случая декомпрессионной болезни у пилотов. Самолет имеет рабочий потолок 70 тыс футов (21400 м), но специальная система снижает давление внутри кабины, равному при полетах на высоте 15000 футов (4600 м).

МОДИФИКАЦИИ:
• U-2A — первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолетов
• U-2B — двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолетов
• U-2C — улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками
• U-2D — улучшенный двухместный учебный вариант
• U-2CT — улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с измененным расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах
• U-2G — вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолета
• U-2R Dragon Lady — увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин
• U-2RT — улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина
• U-2EPX — морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США; построено 2 экземпляра
• WU-2 — вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований
• TR-1A — новый тактический вариант модели TR, построенный на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП; построено 33 экземпляра
• TR-1B — новый двухместный учебный самолет для обучения пилотов TR-1A; построено 2 машины
• ER-2 — одноместный вариант для исследования по программе НАСА
• U-2S — новое обозначение модели TR-1A; обновлен двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS; переоборудована 31 машина
• TU-2S — новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес, кг 18600
Вес пустого, кг 7260
Размах крыла, м 31,4
Длина, м 19,2
Высота, м 4,9
Площадь крыла, кв. м 92,9
Двигатель ТРД GE F-118-101,
Тяга двигателя, кН 86
Максимальная скорость полета, км/ч 805
Дальность полета, км 9600
Продолжительность полета, ч около 12
Практический потолок, м 21 336
Экипаж, чел. 1

Источники: Военный Паритет, aviationweek.com, Defense Aerospace , Лента.ру, ru.wikipedia.org, vorotila.ru, www.postsovet.ru, theaviationist.com, flightglobal.com и др.