УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ

UNIVERSAL DEEP-WATER HOMING TORPEDO UGST

Выполняемый НИИ «Мортеплотехника» широкий спектр НИОКР по разработке тепловых энергосиловых установок и торпедных двигателей позволил в 1980-1990-е годы освоить ряд новых топлив и топливных композиций для торпедных ЭСУ, экспериментально проверить их применимость и эффективность различных термодинамических циклов для создания глубоководных и универсальных торпед нового поколения.
Разработкой торпеды «Физик» с 1986 года занимался ленинградский НИИ «Мортеплотехника». В рамках ОКР «Физик» был создан образец новой тепловой (парогазовой) дальноходной торпеды УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда). Этому предшествовало следующее обстоятельство, с закрытием темы УГСТ «Тапир» была начата разработка торпеды УГСТ «Физик» с аксиально-поршневым двигателем на унитарном топливе.
В новой российской торпеде УГСТ удалось реализовать современную концепцию тяжелой торпеды, резко повысив «интеллектуальный уровень» бортовой аппаратуры при одновременном достижении высоких транспортных характеристик (скорости, дальности, глубины хода). Головным разработчиком УГСТ является НИИ «Мортеплотехника», головной разработчик бортовой электронной аппаратуры – ГНПП «Регион». При разработке использованы оригинальные научно-технические решения, технологии и уникальный опыт разработчиков подводной морской техники.

Впервые торпеда УГСТ продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. Причем когда торпеду хотели впервые открыто представить широкому кругу специалистов, из-за каких-то проблем со спецслужбами УГСТ на второй день спрятали от зрителей, завернув ее в ковролин и перемотав скотчем.
533-миллиметровая торпеда УГСТ оснащена боевой частью весом 300 килограммов и предназначена для поражения кораблей и подводных лодок противника на дальности до 50 километров. Торпеда оснащена комбинированной системой акустического самонаведения, также допустимо телеуправление (с борта подлодки).

Торпеда УГСТ предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок и используется как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.
Торпеда УГСТ может выстреливаться из торпедных аппаратов калибра 53,4 см (21″), размещаемых на ИЛ и НК.
Отличительная особенность торпеды УГСТ – ее модульная конструкция, в связи с чем можно говорить о семействе торпед УГСТ, имеющих многоуровневый потенциал модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя и/или резервуарного отделения), в результате появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под конкретные особенности применения. Базовая модификация торпеды длиной 7,2 м, может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта, а модификация длиной 6,1 м – кораблей с торпедными аппаратами стандарта НАТО, вес торпеды соответственно 1980 кг и 1680 кг. Совместимость бортовых систем торпеды с системами конкретного носителя обеспечивается путем программной настройки системного, блока бортовой аппаратуры торпеды.
Основой архитектуры Аппаратного модуля является создание на борту торпеды единого мощного перепрограммируемого вычислительного ядра, объединяющего информационные части бортовых систем в единое информационное пространство по технологии интегрированных систем управления.
Торпеда УГСТ состоит из:
1. Аппаратный модуль;
2. Боевое/практическое зарядное отделение;
3. Резервуарное отделение с отсеком ТУ;
4. Силовое отделение;
5. Хвостовое отделение;
6. БЛК и УВ.
С 1986-го по 1991 гг. был создан аксиально-поршневой двигатель (модель 1) мощностью около 600 кВт для универсальной торпеды калибра 533 мм. Он успешно прошел все виды стендовых и морских испытаний. В конце 1990-х годов в связи с уменьшением длины торпеды была создана вторая модель этого двигателя путем модернизации в части упрощения конструкции, повышении надежности, исключения дефицитных материалов и внедрения многорежимности. Эта модель двигателя принята в серийной конструкции универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды.

Энергосиловая установка торпеды УГСТ базируется на аксиально-поршневом двигателе АПД разработки НИИ «Мортеплотехника» 1995 года. Особенность двигателя – вращающаяся камера сгорания, топливо в которую подается высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа. Используется хорошо зарекомендовавшее себя жидкое однокомпонентное топливо. Стартовый пороховой заряд, размещаемый в камере сгорания, позволяет быстро наращивать мощность, что наряду с высокими динамическими характеристиками двигателя важно на начальном участке движения торпеды.
В двигателе, как и в торпеде в целом, применены современные технологии улучшения виброакустических характеристик, что снизило внешние шумы торпеды до необходимого уровня и обеспечило оптимальные условия работы системы самонаведения.

Для торпед аналогичных по назначению УГСТ в НИИ «Мортеплотехника» создана тепловая пропульсивная система ТПС-53 для универсальной торпеды калибра 533 мм.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТПС-53:

Калибр ТПС, мм: 533
Длина ТПС, мм: 4100…5500
Масса ТПС, кг, до: 1400
Тип двигателя ТПС: газотурбинный
открытого цикла
Максимальная мощность двигателя ТПС, кВ, до: 800
Тип движителя ТПС: водометный
Топливная композиция ТПС: жидкое топливо типа Otto-fuel; Otto-fuel + окислитель НАР

Малошумный водометный движитель УГСТ напрямую, без редуктора, связан с двигателем. Гидродинамическую схему УГСТ отличают двухплоскостные рули. Выдвигающиеся за обвод торпеды после ее выхода из трубы торпедного аппарата. Эта схема позволяет снизить шумность торпеды.
Конструкция хвостовой части обеспечивает сопряжение с носителем, размещение на¬весных систем телеуправления и ввода данных.

Боевое зарядное отделение (БЗО) представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой находится взрывчатое вещество. Модификации БЗО отличаются между собой по составу взрывчатого вещества и его весу, а также по системе инициирования при подрыве, что позволяет получать различные виды направленного воздействия, увеличивающие эффективность боевого заряда. Взрывательное устройство состоит из неконтактного электромагнитного датчика цели с электронным блоком селекции сигнала и контактного электромеханического взрывателя с электронным блоком взведения и обеспечения безопасности с тремя степенями предохранения.
Конструкция датчика цели позволяет оптимизировать дистанцию срабатывания заряда при приближении торпеды к цели под разными углами для нанесения максимального ущерба.
В головных отсеках УГСТ размещены система самонаведения (ССН) и аппаратурный модуль (AM). В ССН активно-пассивного типа применены плоская приемоизлучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора и специализированные комплексы многоканальных активных гидролокаторов. ССН способна обнаруживать надводные и подводные цели по нескольким каналам как в глубоком, так и в мелком море и уверенно выводить торпеду в центральную часть корпуса цели на необходимую для взрыва дистанцию.
Основа AM – вычислительное ядро, объединяющее следующие бортовые системы:
- самонаведения в дальней и в ближней зонах, а также по кильватерному следу;
- телеуправления по проводной линии связи;
- обнаружения цели (электромагнитный канал);
- инерциальной навигационной;
- программного движения;
- стабилизации углового положения;
- планшета;
- автоматики огневых целей;
- регистрации.

Торпеда УГСТ, укомплектованная аппаратурой подготовки и управления стрельбой (АПУС), может применяться, как в автономном режиме, так и в режиме телеуправления:
- с ПЛ и НК, оснащенных БИУС, программное обеспечение которой не предусматривает стрельбу данной торпедой;
- с ПЛ и НК, не оборудованных БИУС;
- с ПЛ и НК как резервная система в случае выхода БИУС из строя.
АПУС предназначена для подготовки применения и стрельбы торпеды УГСТ в автономном и телеуправляемом режиме. АПУС является совместной разработкой специалистов ОАО «НИИ мортеплотехники» и ФГУП «НПО Аврора».
АПУС включает три прибора и соединительные жгуты, каждый из которых может быть быстро установлена и подготовлена на объекте для использования за время не более 5 часов.
АПУС – мобильное средство, которое может быть быстро установлено для временного использования или стационарно смонтировано на борту корабля или другого объекта использования или входить в состав нестандартного оборудования торпеды УГСТ и поставляться с ней на корабль.
АПУС может также использоваться с береговых комплексов для защиты и обороны прибрежной зоны.
Системы и агрегаты торпеды УГСТ прошли полный цикл лабораторных и стендовых отработок на специализированных испытательных комплексах НИИ «Мортеплотехника» и ГНПП «Регион».
У торпеды 2 режима хода: при скорости 50 узлов дальность хода 40 км, при скорости 30 узлов — до 50 км. Глубина хода до 500 м. Стрельба торпедой возможна с подводной лодки, находящейся на глубине до 400 м.

Для обеспечения боевой подготовки флота торпеда имеет практический вариант исполнения, который позволяет получить необходимую информацию об эффективности ее действия и производить повторные стрельбы после переподготовки.
Практическая торпеда переоборудуется из боевой путем замены БЗО на практический отсек. Для обеспечения положительной плавучести практической торпеды может производиться неполная заправка топливного резервуара.
В состав поставки входит:
- торпеды УГСТ в боевой и практической комплектации;
- ЗИП для приготовления и ремонта торпед;
- эксплуатационное оборудование для проверки, приготовления и ремонта;
- тренажерные системы для обучения и тренировки;
- береговой комплекс технического обслуживания торпед.
Перспективой дальнейшей разработки является создание аппаратуры сопрягаемой с ГАК и НК кораблей для автоматического ввода данных стрельбы и сопровождения целей.

В 2002 году НИИ «Мортеплотехники» создан модифицированный вариант торпеды УГСТ-М, на нем установлен турбинный двигатель 19ДТ открытого цикла мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1). Двигатель создан головным разработчиком, его разработке способствовала серия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, где для отработки были созданы экспериментальные турбинные двигатели 3ДТ (1967 г.), 5ДТ (1970 г.), 7ДТ (1976 г.), 8ДТ (1977 г.), 14ДТ (1980 г.), 16ДТ (1984 г.) и 18ДТ (1993 г.).
Торпеда УГСТ и пропульсивная система ТПС-53 Указом Президента России от 2 сентября 2003 г. были включены в перечень вооружений, предназначенных для экспортных поставок. Рекламный паспорт на них был утвержден в 2004 г. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе «Дагдизель» (г.Каспийск, Дагестан).
Главным недостатком УГСТ является устаревшая система телеуправления.
В СМИ упоминается контракт ОАО «НИИ мортеплотехники» с китайской судостроительной корпорацией China State Shipbuilding Corporation (CSSC) по разработке для последней торпедной энергосиловой установки с турбинным двигателем, заключенный в 2009 г.

Для российского ВМФ с использованием наработок по торпеде УГСТ были созданы высокоэффективные торпеды «Физик-1» (изделие 2534) и перспективный вариант «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М).
В конце 2014 года после успешного окончания государственных испытаний была принята на вооружение новая глубоководная тепловая самонаводящаяся торпеда «Физик». Данной торпедой будут перевооружены все подводные лодки проектов 955 «Борей», 885 «Ясень», а также их модификации. Другие подводные лодки российского флота будут перевооружены по мере увеличения выпуска данных торпед.
Серийное производство новых торпед планируется наладить на заводе «Дагдизель». На эти цели в 2015 году предполагается направить 1 млрд рублей, сообщает Министерство промышленности, торговли и инвестиций Дагестана.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм 533 – 534.4
Длина, мм 7200 (6100)
Масса, не более, кг: 1980 – 2200 (1680)
Масса ВВ, не менее, кг: 300
Скорость хода, узл:
• 1-режим: 50
• 2-режим: 30 – 35
Дальность хода, м: 50000 – 60000 (40000)
Глубина хода, м: до 500
Глубина стрельбы с ПЛ, м: до 400
Радиус реагирования ССН, км:
• по ПЛ: 2.5
• по НК: 1.2
Время индикации кильватерного следа НК, с: до 350
Длина провода телеуправления, км:
• торпедная катушка • до 25
• буксируемая катушка • до 5
Радиус действия взрывателя, м:
• по ПЛ: 2
• по НК: 6 – 8

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 18.04.2015

Источники: ГУП «Научно-исследовательский институт морской теплотехники», ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», fvuv.com, topwar.ru, М.Климов «Отечественное торпедное оружие на мировом рынке». «Экспорт вооружений». 2013, www.rusarmy.com, ИРАР-ТАСС, sbelovskiy.livejournal.com, ms.sbs-marketing.ru, www.oborona.ru , old.nationaldefense.ru, Лента.ру и др.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2013
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2011
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2009
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2007
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2005. РАЗГРУЗКА
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА УГСТ НА МВМС-2005
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА «ФИЗИК»
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»