РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ УР-200 (8К81)
MISSILE SYSTEM WITH A UNIVERSAL UR-200 (8K81)

Работы по созданию МБР были начаты в ОКБ-52 под руководством В.Н.Челомея в1959 году. Госкомитет авиационной техники решил также участвовать в создании МБР, до этого МБР создавались только Миноборонпроме, Минавиапром разрабатывал только МКР. Пользуясь покровительством главы государства Н.С.Хрущева, первоначально ракету создавали для «особых космических целей», практически она становилась конкурентом МБР Р-16 главного конструктора М.К.Янгеля. Ракета ОКБ-52 получила наименование УР-200 (универсальная ракета -200).
Полномасштабные работы по созданию ракетного комплекса с универсальной ракетой УР-200 были начаты ОКБ-52 и вновь присоединенным филиалом №2 в 1960 году. Для ускорения работ по ней В.Н.Челомей добился решения ЦК КПСС о передаче в ОКБ-52 конструкторской документации на ракету Р-16.
Универсальная ракета УР-200 предназначалась для выведения различных головных частей: КА противокосмической обороны (противоспутниковой обороны); космического аппарата глобальной морской разведки; головных частей с НББ; маневрирующей авиационной баллистической головки АБ-200.
УР-200 предполагалось использовать для выведения на низкие орбиты специальных КА и доставки ядерных зарядов на межконтинентальные дальности в 12000 и 14000 км, прорабатывалась возможность установки на ракету разделяющихся головных частей. Официально разработка задана Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта и 1 августа 1961 года.
Основными разработчиками ракетного комплекса с УР-200 стали: ракеты в целом и головных частей – ОКБ-52; двигателей первой и второй ступеней – ОКБ 154 под руководством С.А.Косберга (ныне ФГУП «КБХА»); системы управления в целом – НИИ-885 под руководством Н.А.Пилюгина (ныне НПЦ АП); стартового комплекса – ГСКБ Спецмаш под руководством В.П.Бармина (ныне ГП КБОМ им. академика В.П. Бармина); наземного технологического оборудования для подготовки ракеты к запуску на полигоне Байконур – филиал № 2 ОКБ-52, созданный на территория ГСНИИ-642, включенного в состав ОКБ-52 в 1958 г.
Эскизный проект ракетного комплекса был выполнен в июле 1962 года. В проекте также предлагалось использовать ракету УР-200 для выведения маневрирующих авиационно-баллистических средств поражения на опорную орбиту и вариант оснащения ракеты тремя боевыми блоками. Особенностью маневрирующей головки АБ-200 являлся полет по низкой орбите и вход в атмосферу с качеством, обеспечивающим маневр в зонах ПРО и ПВО противника, что практически делало головку неуязвимой.

Ракета УР-200 была двухступенчатой МБР с последовательным расположением ступеней разного диаметра, тандемной схемы с ЖРД на обеих ступенях. На обеих ступенях размещались маршевые ЖРД работающие на высококипящих компонентах топлива. Компоненты топлива: горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ); окислитель – азотный тетраоксид (AT).
Для первой ступени в ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга была создана двигательная установка РД-0202, состоящая из трех однокамерных ЖРД РД-0203 с ТНА замкнутого цикла и одного однокамерного ЖРД РД-0204 с ТНА замкнутого цикла.
Двигательный блок второй ступени РД-0205 был также создан в ОКБ-154 (КБХА) главного конструктора С.А.Косберга, он состоял из маршевого ЖРД РД-0206 и рулевого ЖРД РД-0207. Маршевый двигатель был однокамерный ЖРД РД-0206 с ТНА замкнутого цикла, рулевой двигатель – ЖРД РД-0207 с ТНА открытого типа с четырьмя качающимися камерами.
На базе двигателей РД-0202 и РД-0205 первой и второй ступени УР-200 в ОКБ-154 (КБХА) были созданы ЖРД РД-0210, РД-0211 и РД-0212 для второй и третей ступеней РН «Протон».

В ходе проектирования был выработан ряд новых конструктивных подходов: управлением полетом с помощью отклонения основных двигателей ступени, выбор долгохранимых компонентов топлива, вафельный тип конструкции топливных баков, работающих в условиях сжатия и др.
Система управления ракеты УР-200 комбинированная, позволяющая эксплуатировать ракету как в автономном варианте, так и с использованием радиоуправления. Для ракеты УР-200 в НИИ-885 была создана комбинированная система управления, которая состояла из автономной инерциальной системы управления и системы радиоуправления. В 1962-1963 годах на экспериментальных ракетах Р-14 испытывалась новая система управления с гиростабилизатором СТК, созданная в НИИ-885, произведено два пуска. На ракете Р-14 с участием специалистов филиала №1 ОКБ-52 была произведена практическая отработка системы управления МБР УР-200. Отработанная система управления позволяла производить разворот ракеты в полете в плоскость стрельбы на угол до 45 градусов.
Для МБР УР-200 разрабатывалось несколько типов боевого оснащения. Можно было использовать головные части различной мощности, для их установки применялись специальные переходники. Головные части ракеты УР-200 имели повышенные возможности по преодолению системы ПРО противника из-за использования в их конструкции неметаллических конструкционных материалов и применения на ракете активных и пассивных помех. Термоядерный заряд для ракеты был разработан в Челябинске-70 под руководством Б.В.Литвинова.

Ракету УР-200 предполагалось размещать на наземных с откидываемыми кабель мачтами и групповых шахтных пусковых установках. Для размещения ракет на боевом дежурстве предполагалось использовать доработанный ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка под МБР УР-200 стартовый комплекс типа «Шексна-В» с группой ШПУ, применяемый для ракет Р-16У.
На НИИП-5 под Тюра-Тамом для проведения испытаний МБР УР-200 был построен автоматизированный наземный стартовый комплекс, стартовое оборудование для которого было спроектировано в филиале №2 ОКБ-52 (главный конструктор В.М.Барышев, ОКБ «Вымпел»). Стартовое наземное оборудование полигонного комплекса состояло из: автоматизированной системы подачи ракет, лежащих на самоходной тележке, к установщику; установщика ракеты на пусковой стол; системы автоматизированной стыковки пневматических, электрических и заправочных коммуникаций; системы заправки ракеты на пусковом столе компонентами топлива (создана совместно с ЖЗТМ).

Для наземной отработки ракет УР-200 было изготовлено несколько стендовых образцов. На НИИП-5 были созданы: монтажно-испытательный комплекс (сооружение 92-1), лабораторный комплекс (сооружение 92-2), испытательная площадка и стартовый комплекс. Производство ракет было развернуто на Московском машиностроительном заводе им. В.М. Хруничева в 1963 г., прекращено в 1964 году.
Летно-конструкторские испытания ракеты УР-200 проводились на НИИП-5 с 90 и 92 площадок в период с 4 ноября 1963 года по 20 октября 1964 года, проведено 9 пусков, все они прошли успешно и подтвердили полное соответствие характеристик изделия требованиям ТТЗ. Последний пуск ракеты проводился по акватории Тихого океана и совпал со снятием со своей должности Н.С.Хрущева.

ПУСКИ:
• 8К81 – аварийный пуск 04.11.63 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – аварийный пуск 11.04.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 15.05.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 30.05.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал министр обороны А.А.Гречко
• 8К81 – пуск 17.06.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал министр обороны А.А.Гречко =
• 8К81 – пуск 01.08.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 24.09.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал Н.С.Хрущёв
• 8К81 – пуск 02.10.64 г. с ПУ № 20 (правая) пл. 90
• 8К81 – пуск 20.10.64 г. с ПУ № 20 (правая) пл. 90
Ракета УР-200 разрабатывалась параллельно с МБР Р-16 ОКБ-586 главного конструктора М.К.Янгеля. Ракета УР-200 имела существенные недостатки, в частности на ней не было предусмотрено длительное хранение топлива на ракете, что приводило снижению тактических характеристик ракеты. К тому времени, когда УР-200 прошла весь комплекс испытаний, МБР Р-16 аналогичного класса уже была принята на вооружение, поэтому руководством государства было принято решение прекратить работы
Ракета УР-200 послужила прототипом для нескольких других работ в области ракетной техники. В 1962 году ОКБ-52 начала разработку проекта ракетного комплекса с глобальной баллистической ракетой УР-200А (8К83). Специально для этого типа ракеты в ОКБ-117 (НПО им. Климова) был разработан ЖРД, который должен был обеспечить уникальные возможности ракетного комплекса. Для ракеты УР-200А (8К83) было подготовлено несколько вариантов боевого оснащения, включающего серию головных частей с различной мощностью ядерного заряда.
Работы по ракете УР-200А (8К83) прекращены в 1965 году. Еще один вариант глобальной ракеты УР-200Б (8К85) так же создавался в ОКБ-52 В.Н.Челомея, как альтернатива днепропетровской МБР Р-36 в баллистическом и орбитальном вариантах. Орбитальные ракеты практически не имели ограничений по дальности, т.е. поражать стратегические цели с любого направления на любой дальности. Разработка УР-200Б была прекращена в 1964 году.
Аналогичные работы проводились и в ОКБ-1 главного конструктора С.П.Королева, где была создана глобальная ракета ГР-1, но и она не пошла на вооружение Ракетных войск. Только ракета Р-36ОРБ ОКБ-586 главного конструктора М.К.Янгеля была принята на вооружение Советской Армии.

Еще в процессе подготовки эскизного проекта УР-200 было решено создать на ее базе тяжелую универсальную РН УР-500, которая примерно в пять раз по грузоподъемности превышала исходную ракету. В основе проектирования лежали требования поблочной транспортировки ракеты по железной дороге с заводаизготовителя на стартовый комплекс, ускоренной сборки в монтажно-испытательном корпусе, полной проверки всех ее систем на технической позиции и запуск с автоматизированного (“безлюдного”) старта.

МОДИФИКАЦИИ:
• УР-200 (8К81) – базовый вариант МБР
• УР-200К (8К81К) – проект ракеты-носителя для выведения на орбиту боевых космических аппаратов «УС» и «ИС».
• УР-200А (8К83) – трехступенчатая глобальная ракета.
• УР-200Б (8К85) – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
• УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
• УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности.
• УБ – проект ракетного комплекса на базе МБР УР-200 с самонаводящейся противокорабельной баллистической ракетой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разработчик ОКБ-52
Главный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель ракет завод №23 (Московский машиностроительный завод им. М.В.Хруничева)
Код НАТО SS-X-10
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с МБР, размещенными в ШПУ, первого поколения
Состояние на вооружение не принимался, ЛКИ проведены в 1963-1964 годах, разработка прекращена в 1965
Варианты ракеты МБР УР-200 (8К81) с несколькими типами головных частей (ГЧ) различной мощности ядерного заряда
Дальность стрельбы, км:
- наибольшая с тяжелой ГЧ 12000
- наибольшая с легкой ГЧ 14000
Головная часть (Вариант 1):
- тип легкая моноблочная термоядерная
- разработчик НИИ-1011
- мощность заряда, Мт 5
Головная часть (Вариант 2):
- тип тяжелая моноблочная термоядерная
- разработчик НИИ-1011
- мощность заряда, Мт 15
- вес, кг 3900-4000
Система управления инерциальная с радиокоррекцией
- разработчик НИИ-885
- гл. конструктор Н.А.Пилюгин
- разработчик гироскопов НИИ-944
гл. конструктор В.И.Кузнецов
Органы управления и стабилизации:
- I ступень поворотные камеры
основных двигателей и аэродинамические стабилизаторы;
- II ступень рулевые двигатели
Тип старта с наземной ПУ или из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
- полная 34,65
- без головной части 32,0
Макс. диаметр корпуса, м 3,0
Размах стабилизаторов 4,2
Стартовый вес, т 136-138
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина 16,9
- с межступенчатым отсеком 19,4
- диаметр 3,0
Двигательная установка двигательный блок РД-0202 (3 однокамерных ЖРД РД-0203 с ТНА замкнутого цикла и один однокамерный ЖРД РД-0204 с ТНА замкнутого цикла)
- разработчик ОКБ-154 (КБХА)
- гл. конструктор С.А.Косберг
- вед. конструктор В.П.Козелков
- давление в камере, МПа до 15
- тяга у земли, тс 4х50
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 12,9
- диаметр 2,2
- длина конической части с ГЧ 4,35
Двигательный блок РД-0205 состоит из маршевого ЖРД РД-0206 и рулевого ЖРД РД-0207
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД РД-0206 с ТНА замкнутого цикла
- разработчик ОКБ-154 (КБХА)
- гл. конструктор С.А.Косберг
- вед. конструктор Л.А.Поздняков
- давление в камере, МПа до 15
Рулевой двигатель ЖРД РД-0207 с ТНА открытого типа с четырьмя качающимися камерами
- разработчик ОКБ-154 (КБХА)
- гл. конструктор С.А.Косберг
Стартовый комплекс (вариант 1):
Тип наземный перевозимый
Разработчик ГСКБ Спецмаш
Гл. конструктор В.П.Бармин
Стартовый комплекс (вариант 2):
Тип групповой шахтный на базе стартового комплекса «Шексна-В» МБР Р-16У (8К64У)
Разработчик ЦКБ-34
Гл. конструктор Е.Г.Рудяк
Тип защитного устройства плоская сдвижная крыша
Открытие крыши по рельсам в сторону
Наведение по азимуту поворотное пусковое устройство вместе с ракетой с пристыкованными
коммуникациями системы заправки
Размеры шахты, м:
- диаметр стакана 4,64
- диаметр шахтного сооружения 8,3
- высота 45,6
Число шахт в группе 3
Расстояние между ШПУ, м 60
Система электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО
Командный пункт (КП):
Тип подземный
Число КП в комплексе 1
Ферма обслуживания наземного старта:
Тип 8Т176
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель завод ПТО им. Кирова
Длина, м 19,0
Ширина, м 16,5
Высота, м 40,5
База, м 15,0
Вес, т 210

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 29.11.2014

Источники: Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с., Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г., www.npomash.ru, militaryrussia.ru, dychenkov.narod.ru, www.cosmoworld.ru и др.

К 100-ЛЕТИЮ В.Н. ЧЕЛОМЕЯ: СТРАНИЦЫ ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ В.Н. ЧЕЛОМЕЯ (УР-200)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»