РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАЛ» С ТЯЖЕЛОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ УР-500 (8К82)
MISSILE COMPLEX «URAL» WITH UNIVERSAL HEAVY MISSILE UR-500 (8K82)

Универсальная ракета УР-500 разрабатывалась как тяжелая МБР, оснащенная моноблочной ГЧ с ядерным боезарядом высокой мощности. Одновременно на базе УР-500 велись работы по проектированию космической ракеты-носителя. Работы по ракетному комплексу с МБР УР-500 были начаты в 1961 году по инициативе главного конструктора В.Н.Челомея. В это же время на базе МБР УР-500 были начаты работы по проектированию космической ракеты-носителя «Протон-К» (ведущий конструктор В.А.Выродов).
Постановление Правительства на разработку ракеты УР-500 вышло 24 апреля 1962 года. Основные разработчики УР-500: ракеты в целом – ОКБ-52; двигателей первой ступени – ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко (ныне НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко); двигателей второй и третьей (для ракеты УР-500К) ступеней ракеты – ОКБ 154 под руководством С.А. Косберга; системы управления – НИИ – 885 под руководством Н.А. Пилюгина; стартового и технического комплексов – ГСКБ спецмаш под руководством В.П. Бармина; наземного технологического оборудования для подготовки ракеты на техническом комплексе – филиал № 2 ОКБ-52; установщика ракеты на наземную ПУ и агрегатов обслуживания наземной ПУ-ЦКБТМ под руководством Н.А. Кривошеина.
МБР УР-500 имела тактико-технические характеристики, значительно превышающие характеристики всех существовавших в то время ракет, как в СССР, так и за рубежом. Эту ракету предполагалось создать как средство возмездия в случае нападения на СССР вероятного противника. В качестве боевого заряда предполагалось использовать самый мощный испытанный в октябре 1961 года на Новой земле отечественный заряд мощностью 50 Мт.

Первоначально предполагалось создать УР-500 на основе связки из четырех двухступенчатых ракет УР-200 с установкой на них третьей ступени – модификации второй ступени УР-200. Из-за не оптимальности такой конструкции было принято решение продолжить дальнейшие работы с использованием других конструктивных схем. В дальнейшем рассматривались две основные конструктивные схемы ракеты: моноблочная с последовательным расположением трех ступеней (гл. конструктор В.Н.Бугайский) и двухступенчатая полиблочная с первой ступенью, состоящей из центрального блока – бака окислителя большого диаметра с несколькими навесными баками горючего с малым диаметром корпуса (ведущий конструктор Э.Т.Радченко).
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ УР-200 (8К81)

В результате рассмотрения нескольких вариантов компоновки ракеты руководством ОКБ-52 было принято решение создать ракету с последовательным расположением двух ступеней.
В мае 1962 года была окончательно утверждена конструктивно-компоновочная схема МБР полиблочного типа. На первой ступени ракеты предполагалось использовать четыре не-подвижных ЖРД с тягой по 150 тс (разработчик ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко), создаваемые для тяжелой ракеты-носителя Н-1 (разработка ОКБ-1) и четыре качаю-щихся ЖРД (разработчик КБХА, главный конструктор С.А.Косберг) МБР УР-200. На второй ступени МБР предполагалось установить четыре модифицированных двигателя первой ступени МБР УР-200 (разработчик КБХА, главный конструктор С.А.Косберг), а на третьей – однокамерный ЖРД с четырехкамерным рулевым двигателем третьей ступени УР-200.
В результате проведения работ по созданию в ОКБ-456 основного двигателя была разработана конструкция надежного карданного подвеса двигателя. В связи с этим, была изменена компоновка первой ступени ракеты и на шести боковых баках горючего разместили по одному двигателю РД-253, а от специальных рулевых двигателей отказались.

Боевая ракета УР-500 была выполнена в двухступенчатом варианте. Ускоритель первой ступени состоял из центрального блока диаметром 4100 мм и шести боковых блоков диаметром 1600 мм, размещаемых вокруг центрального блока. Каждый боевой блок имел в своем составе двигатель. Ускоритель второй ступени состоял из одного блока такого же диаметра, как и центральный блок ускорителя первой ступени. Компоненты топлива: горючее – НДМГ; окислитель – AT. Компонентами топлива ракета заправлялась на стартовом комплексе.
Двигатель первой ступени РД-253 является самым мощным однокамерным двигателем, работающим на высококипящих компонентах топлива. Для обеспечения экономичности его конструкция была выполнена с дожиганием окисленного газа. В состав двигателя входят камера, ТНА, газогенератор, агрегаты автоматики и другие элементы. Камера ЖРД РД-253 имеет форсуночную головку, корпус с гофрированными проставками и оребренной внутренней стенкой. Камера дополнительно защищена от прогара жаростойким керамическим покрытием и газожидкостной пленкой, создаваемой подачей горючего из охлажденного тракта через два пояса отверстий. ТНА имеет два топливных шнекоцентробежных насоса с двухсторонними входами и осевую реактивную турбину, расположенный на двух валах. В конструкции ЖРД широко применена сварка. В дальнейшем на базе РД-253 был создан модернизированный двигатель РД-275, который использовался на ракете-носителе «Протон».
Для второй ступени ракеты УР-500 в ОКБ-154 была создана двигательная установка состоящая из трех однокамерных двигателей РД-0208 и одного однокамерного РД-0209. В дальнейшем для космической ракеты-носителя «Протон-К» для второй ступени в КБ химавтоматики (бывшем ОКБ-154) созданы двигателя РД-0210 и РД-0211.
При проектировании ракеты пришлось производить увязку габаритных размеров с железнодорожными габаритами, т.к. предполагалась поблочная транспортировка ракеты по железной дороге в специальных вагонах в районы развертывания.
Система управления ракеты УР-500 разрабатывалась под руководством главного конструктора Н.А.Пилюгина.
Эскизный проект МБР УР-500 был выполнен в 1963 году. Предусматривалось создание как наземного, так и шахтного вариантов стартовых комплексов. В дальнейшем работы по шахтному стартовому комплексу были прекращены. Для размещения МБР был выбран шахтный вариант базирования, как основной, для чего началось проектирование шахтной пусковой установки.

Наземный стартовый комплекс для ракеты «Протон» был создан в ГСКБ Спецмаш в 1962-1965 гг. Одной из основных задач, которые поставил В.П. Бармин при разработке этого комплекса, являлось обеспечение высокой надежности и безопасности работ при подготовке и проведении пуска ракеты, работающей на агрессивных компонентах топлива. Это было достигнуто за счет широкого применения дистанционного управления и максимальной автоматизации процессов подготовки к пуску и проведения пуска ракеты. Отстыковка всех коммуникаций при пуске ракеты осуществляется ее ходом. После отстыковки все комму-никации с механизмами, а также откидные опоры пускового устройства, на которые опиралась ракета, убираются в специальные ниши с целью защиты их от воздействия газовых струй двигателей ракеты.

Контроль безопасности работ на стартовом комплексе обеспечивается непрерывно функционирующими системами газового анализа и контроля. Заправка ракеты ведется по замкнутому циклу. Образующиеся пары компонентов топлива отводятся по трубопрово¬дам к специальной системе термического разложения паров.
Кроме работ по стартовому комплексу КБ В.П. Бармина разрабатывало также транспортное и монтажно-стыковочное оборудование технической позиции ракеты «Протон».
Все основные процессы подготовки к пуску, в том числе пристыковка коммуникаций, заправка компонентами топлива, газоснабжение, термостатирование, газовый контроль, слив компонентов топлива в случае несостоявшегося пуска, производятся дистанционно без непосредственного участия людей на старте.
Оборудование, созданное для подготовки УР-500 на техническом комплексе, обеспечивало разгрузку блоков в МИК, проведение пневмоиспытаний, сборку ракеты-носителя, комплекс электрических проверок и пристыковку полезной нагрузки.
Для сборки пакета УР-500 был разработан уникальный стапель. После завершения комплексных проверок ракета перегружалась на транспортно-установочный агрегат и транспортировалась на стартовый комплекс.
Установщик для МБР УР-500 стационарного типа создан в ЦКБТМ, ведущий конструктор установщика – Степанов А.П.
Агрегат обслуживания для наземного старта был создан в ЦКБТМ и выполнен в виде отъездной по рельсовым путям башни, состоящей из двух решетчатого типа колонн, связанных между собой тремя ригелями и подпертых подкосами. Ведущий конструктор агрегата обслуживания – Фролов В.Г. Между колоннами расположены 5 ярусов площадок обслуживания. Внутри колонн смонтированы грузопассажирские лифты грузоподъемность 500 кг каждый. Колонны опираются на платформу, стоящую на двух продольных и двух поперечных балках. Передвигается агрегат самоходом на четырех балансирных тележках, каждая из которых имеет 8 колес. Ширина колеи рельсовых путей равна 17 м. Все колеса вращаются от индивидуальных приводов на каждую пару. Привод состоит из электродвигателя, червячного редуктора и открытой зубчатой передачи.
На агрегат обслуживания электроэнергия подается через токоприемники токоподводящих колонок, установленных вдоль рельсового пути, и неподвижные троллеи на агрегате, обеспечивающие постоянный контакт с одной или двумя токоподводящими колонками. Для удержания агрегата обслуживания от угона ветром предусмотрены противоугонные захваты. Управление механизмом передвижения агрегата и противоугонными захватами производится с центрального пульта управления, размещенного в кабине на платформе. Площадки кругового обслуживания выполнены в виде стационарно смонтированных на колоннах оснований и шарнирно прикрепленных к ним разводных в горизонтальной плоскости фартуков. Механизм разведения фартуков (автономный для каждой площадки) состоит из насосной станции и гидроцилиндров разведения фартуков. Для фиксации фартуков в сведенном состоянии установлены винтовые стяжки. Управление разведением и сведением всех фартуков одновременно производится с центрального пульта управления, размещенного на платформе, а каждой парой фартуков отдельно – с местного пульта, расположенного на каждой площадке.
Производство ракет было развернуто на Московском машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева. Осенью 1964 года на полигоне Тюра-Там руководству страны во главе с Н.С.Хрущевым был продемонстрирован полноразмерный макет МБР УР-500 на пусковом столе стартового комплекса и макет шахтной пусковой установки. После чего было принято решение о строительстве двух ШПУ. Однако при смене руководства страны интерес к ракете ослаб.
В марте 1965 года на НИИП-5 прибыла первая летная ракета УР-500. В качестве полезной нагрузке на ней использовали спутник «Протон-1″ с комплексом научной аппаратуры. Первый пуск ракеты УР-500 с наземной пусковой установки, изготовленной на ЛМЗ, состоялся 16 марта 1965 года со стартовой площадки №81 полигона НИИП-5 под Тюра-Тамом. В качестве полезной нагрузки был использован тяжелый научно-исследовательский ИСЗ «Протон-1» разработки ОКБ-52. Сборка и проверка ракеты проводились в монтажно-испытательном корпусе на технической позиции №92. В дальнейшем было произведено еще три пуска двухступенчатой ракеты УР-500.
Работы по МБР прекращены в 1965 году, заказчик – ГУРВО РВСН было против такого варианта ракеты. В дальнейшем работы продолжались только по космическим ракетам-носителям, разработанным и созданным на базе МБР УР-500: двухступенчатой УР-500 (8К82) «Протон»; трехступенчатой УР-500К (8К82К) «Протон-К»; УР-500К-Л1 для облета Луны космическим кораблем с экипажем. Космическая ракета-носитель УР-500К оснащалась ускорителем третьей ступени с двигателем РД-0212, состоящим из маршевого двигателя РД-0213 и четырехкамерного рулевого двигателя РД-0214. Постановлением от 27.06.1978 г. космическая ракета-носитель УР-500К принята на вооружение.
С 1967 г. работы по технологическому оборудованию технической позиции были переданы филиалу ЦКБМ (ныне ГНИП ОКБ «Вымпел»). С 1965 г. осуществлено более 250 успешных запусков, в том числе: долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир»; модулей к станции «Мир» – «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр»; космических аппаратов для исследования дальнего космоса (Луны, Марса, Венеры); спутников телевидения и связи и многих других объектов.
В настоящее время ракета-носитель «Протон-К» является единственной высоконадежной отечественной космической ракетой-носителем тяжелого класса, используемой для выведения на орбиту Земли космических аппаратов различного назначения.
Готовится к испытаниям усовершенствованная ракета-носитель «Протон-М» с увеличенной полезной нагрузкой. В качестве третьей ступени на новом носителе предлагается использовать несколько типов современных разгонных блоков.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-52 (ЦКБМ) и филиал №1 ОКБ-52 (в настоящее время КБ «Салют»)
Генереральный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель МЗ им.М.В.Хруничева
Код НАТО SL-9
Тип комплекса ракетный комплекс с тяжелой МБР с наземной или шахтной ПУ, второго поколения
Состояние проведены испытания ракеты, разработка МБР прекращена в 1965 году. В дальнейшем ракета УР-500 была принята на вооружение как космическая ракета-носитель и использовалась для выведения на орбиту Земли космических аппаратов различного назначения
Ракета УР-500 (8К82), УР-500К (8К82К) – космическая ракета-носитель
Дальность стрельбы, км более 12000
Головная часть:
- тип моноблочная термоядерная
- мощность заряда, Мт 50
- вес, т 14
Система управления инерциальная
- разработчик НИИАП
- главный конструктор Н.А.Пилюгин
Органы управления поворотные камеры основных двигателей I (отклонение на угол 7030I) и II ступеней (отклонение на угол 3015I)
Привод поворота камер гидравлический
Система прицеливания с помощью наземных оптических приборов
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- гл. конструктор С.П.Парняков
- руководитель работ И.А.Нечаев
- ведущий конструктор В.Г.Опанасенко
- тип визуальная оптико-механическая 8Ш122П
- прибор 11Ю51 контрольно-проверочная аппаратура 8Ш122П
Тип старта с наземной ПУ или из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
- полная РН 46,28
- без головной части РН 44,3
- без головной части МБР 30,68
Максимальный диаметр корпуса, м:
- вариант проекта «моноблок» 6,2
- вариант проекта «полиблок» 7,4
- боевая ракета 7,4
Стартовый вес, т:
- вариант 1 600
- вариант 2 (космическая РН) 620
Вес пустой, т 12,2
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина ступени:
вариант проекта «моноблок» 30,0
вариант проекта «полиблок» 21,18
боевая ракета 21,07-21,18
- диаметр ступени:
вариант проекта «моноблок» 6,2
вариант проекта «полиблок» 7,4
боевая ракета 7,4
- диаметр центрального блока 4,1
- длина бокового блока 19,9
- диаметр бокового блока 1,6
Вес ступени сухой, т 32,5-34,5
Вес ступени стартовый, т 449,8
Материал топливных баков сплав АМг
Двигательная установка шесть однокамерных ЖРД
РД-253 с ТНА и с дожиганием в кардановых подвесах
- разработчик ОКБ-456 (КБ «Энергомаш»)
- главный конструктор В.П.Глушко
- изготовитель з-д №19 (»Моторостроитель», г.Пермь), Воронежский МЗ
- запуск самотоком топлива
- включение (выключение) девять пироклапанов
- управление вектором тяги поворот двигателя в одной плоскости
- соотношение компонентов топлива 2,65
- тяга на земле, тс 147-150
- тяга в пустоте, тс 163-167
- удельный импульс, с:
у земли 279-285
в пустоте 310-316
- давление в камере сгорания, кгс/см2 150
- давление на срезе сопла, кгс/см2 0,62-0,7
- соотношение компонентов топлива 2,67
- время работы, сек 127-130
- масса, кг:
сухой конструкции 1080
залитого двигателя 1260-1280
камеры сгорания 400
- высота, м 2,72-3,0
- диаметр, м 1,5
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина:
• вариант 1 9,62
• вариант 2 (для РН) 14,56
- диаметр 4,1
Вес ступени сухой, т 12,1
Вес ступени стартовый, т 172,1
Двигательная установка три однокамерных ЖРД РД-0208 и один однокамерный ЖРД РД-0209 с ТНА замкнутого типа
- разработчик ОКБ-154 (КБХА)
- запуск двухступенчатый
- запуск автоматики пиросредствами
- раскрутка турбины ТНА пневмо-стартером
- тяга двигателей в пустоте, тс 4х58,4
- импульс в пустоте, м/с 3210
- давление в камере, МПа 14,7
- время работы, сек 210-230
- масса двигателя, кг:
РД-0208 566
РД-0209 582
- высота, м 2,327
- диаметр, м 1,470

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип наземная 8У259
Разработчик ГСКБ «Спецмаш»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Число ракет на ПУ 1

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
Тип шахтная типа ОС
Защитное устройство плоская крыша
Число ракет в ШПУ 1

УСТАНОВЩИК РАКЕТЫ НА НАЗЕМНУЮ ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ:
Тип 8У260
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель НКМЗ

АГРЕГАТ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАЗЕМНОЙ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ:
Тип 8Т185
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель з-д. ПТО им. С.М.Кирова
Высота, м 62,1
Ширина, м 28,3
Длина, м 27,4
Вес, т 800

Транспортная тележка 8Т184

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 30.03.2015

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.,
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.,
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г.,
www.npomash.ru и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-М»
ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-К»
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ М.В.ХРУНИЧЕВА» (ФГУП «ГКНПЦ ИМЕНИ М.В.ХРУНИЧЕВА»)