БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ
МАШИНА AJAX (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
MILITARY ARMORED TRACKED VEHICLE AJAX (UK)

20.09.2019

Британо-американская компания General Dynamics Land Systems-UK продемонстрировала возможности семейства гусеничных бронированных машин AJAX на выставке Defence and Security Equipment International (DSEI) 2019, сообщает armyrecognition.com 19 сентября.
AJAX это программа стоимостью 4,5 млрд фунтов стерлингов для поставки 589 машин в шести вариантах в британскую армию. Производитель начал поставлять машины на вооружение раньше запланированного начального операционного потенциала (IOC) в 2020 году. Первые шесть машин ARES были доставлены в британскую армию в феврале этого года, а в центре бронетехники в Бовингтоне и Лайнхэме были установлены тренажеры для полномасштабной подготовки водителей и других членов экипажа.
ARES это вариант бронетранспортера в семействе гусеничных машин AJAX. Он будет использоваться для доставки и поддержки войск по всему полю боя, чтобы обеспечить маневры низовых армейских подразделений..
«Арес» обеспечит безопасную перевозку полностью экипированных солдат в хорошо защищенной среде. С выходом из машины военнослужащие смогут более эффективно выполнять различные задачи, такие как разведка с помощью средств наблюдения (включая патрулирование), создание наблюдательных постов и разведка ближайших целей.
Восемь серийных и семь опытных машин продолжают демонстрировать возможности семейства транспортных средств AJAX, включая испытания в режиме реального времени, холодную погоду, испытания по поддержке оборудования (такие как БРЭМ ATLAS, успешно перетащивший 60-тонный основной боевой танк Challenger) и продолжающиеся испытания надежности, в ходе которых на сегодняшний день две серийные машины ARES прошли более 10 000 километров.
Вице-президент и генеральный менеджер компании General Dynamics Land Systems-UK Кэрью Уилкс отметил: «Переход семейства AJAX на службу в британскую армию является важной вехой для программы. Предоставление высокоинтуитивных средств обучения наряду с поставками транспортных средств позволит британской армии освоить мощный потенциал и позволит эффективно использовать это полностью цифровое семейство транспортных средств в боевых условиях. Благодаря своей передовой открытой и безопасной электронной архитектуре, AJAX останется на переднем крае технологий и живучести, гарантируя, что это будет машина мирового уровня для оснащения британской армии».
Военный паритет


БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА AJAX


Корнями программа Ajax уходит еще в 1980-е годы прошлого века, когда в рамках ряда программ, включая перспективное семейство легких бронемашин FFLAV (Future Family of Light Armoured Vehicles), тактическую боевую разведывательную машину TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и многоцелевую бронированную машину MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle), пытались найти замену семейству боевых разведывательных гусеничных машин CVR(T).
По программе FRES (Future Rapid Effects System – перспективная система быстрого реагирования), появившейся в результате этой деятельности, британская армия рассчитывала получить машины двух классов: гусеничную разведывательную «специальную машину» FRES SV (Specialist Vehicle) на замену CVR(T); и колесную «машину общего назначения» FRES UV (Utility Vehicle) с целью замены ряда устаревших систем, включая бронетранспортер Saxon, FV432 и некоторые машины семейства CVR(T). Как и ее предшественники, FRES не была свободна от проблем, и в 2009 году требование по FRES UV было отложено после успешного выбора компании General Dynamics UK в качестве первого предпочтительного заявителя. Было принято решение, что закупаемое согласно неотложным оперативным требованиям вооружение для операции в Афганистане, включая платформы Ridgeback и Mastiff, на данный момент заполнит собой недостающие возможности платформы FRES UV. Это позволило вновь приступить к этой программе, а впоследствии было объявлено, что FRES SV будет закуплена по единой программе СВР (common base platform – общая базовая платформа).
После выдачи контракта стоимостью 4,3 миллиарда долларов компании General Dynamics Land Systems UK (GDLS-UK) в сентябре 2014 года на 589 машин Ajax (тогда еще SCOUT Specialist Vehicle [SV]) в шести вариантах возник шквал субподрядов для смежников, привлеченных к проекту. В этой связи стоит упомянуть контракт на 130 миллионов фунтов стерлингов, выданный компании Rheinmetall на производство корпусов башен TSWM (Turret Structure and Weapons Mount); 125 миллионов фунтов компании Thales на прицельные системы и вспомогательное оборудование, включая основной прицел ORION, видеокамеры системы ситуационной осведомленности, прицелы стрелка-наводчика и стабилизированный дневной/ночной прицел наводчика DNGS-T3 Stabilised Day/Night Gunnery Sight; 27 миллионов фунтов компании Meggitt на системы обработки боеприпасов и более 200 миллионов фунтов по другим контрактам предприятиям-смежникам, включая Curtiss-Wright, Esterline, GKN Aerospace, Kent periscopes, Kongsberg, Marshall Aerospace and Defence, Over Oxley Group, Raytheon, Saab, Smiths Detection, ViaSat, Vitavox, Williams Fl и XPI Simulation.

В настоящее время фирмой «Дженерал дайнэмикс ЮК» (британское подразделение американской «Дженерал дайнэмикс»), которая является головным разработчиком по программе «Аякс», заключены контракты с рядом ведущих компаний Европы и США на разработку и производство башен, 40-мм пушек, боеприпасов, силовых блоков и других составных частей, при этом значительную часть производства комплектующих планируется выполнять на территории Великобритании. В строительство еще одного сборочного цеха, который намечается ввести в строй в 2018 году, и инфраструктуру предполагается вложить 13 млн долларов. Финансовые инвестиции США в этот проект составят 6 млн.
В соответствии с планом работ первые 100 машин будут собраны на предприятиях фирмы «Дженерал дайнэмикс ЮК» в Испании, а остальные 489 – на новом заводе в Соединенном Королевстве.
После завершения выпуска машин первой партии в Испании там останется только производство корпусов, а изготовление башни, силового блока, модульной брони, ходовой части, электрооборудования и электронной аппаратуры планируется наладить в Великобритании. Сегодня право интеллектуальной собственности на машины семейства «Аякс» полностью принадлежит этой стране, причем британское МО имеет полный доступ ко всем разрабатываемым по данной программе планам и документам.
На базе унифицированного шасси «Аякс» планируется создать следующие боевые и вспомогательные машины: боевую разведывательную машину «Истар», бронетранспортер «Арес», командно-штабную машину «Атена», бронированную ремонтно-эвакуационную «Аполло», машину эвакуации «Атлас», а также машину инженерной разведки «Аргус».

Высокая подвижность машин семейства «Аякс» будет обеспечиваться применением более мощного двигателя, усовершенствованной трансмиссии, новой гусеницы и модернизированной ходовой части. Они смогут развивать максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием до 70 км/ч, двигаться задним ходом со скоростью 33 км/ч и с минимальной скоростью около 5 км/ч. Запас хода при этом составит свыше 500 км.
Новый дизель 8V199 ТЕ21 фирмы MTU (Германия) развивает мощность 815 л. с. По своим характеристикам он оптимизирован для работы в условиях жаркого климата и большой запыленности воздуха. В 2015 году британская компания «Роллс-Ройс» поручила фирме GDELS организовать серийное производство и последующее техническое обслуживание до 600 дизельных двигателей этой 4ерии. Стоимость контракта составляет около 80 млн евро.
Первый серийный двигатель был поставлен в 2016 году, а завершение передачи заказчикам ожидается в 2022-м. Кроме того, фирма GDELS намерена изготавливать и поставлять на сборку водяные и масляные радиаторы системы охлаждения двигателя и трансмиссии.
Приоритетными направлениями работ в области вооружения являются модернизация башенных систем для машин класса БРМ и БМП, серийный выпуск 40-мм пушки СТС-40, а также разработка и производство 40-мм боеприпасов различного типа.
Новая башенная система ББМ имеет 80 % общих элементов конструкции с башней, ранее разработанной фирмой «Локхид-Мартин» по программе модернизации БМП «Уорриор». Все башни планируется изготавливать на британских предприятиях в г. Доннигтон, где в настоящее время проводится модернизация и капитальный ремонт большинства машин британских СВ.
Для сокращения сроков изготовления ББМ «Аякс» первой серийной партии предусматривается, что на сборочную линию в Испанию башни будут поступать из Великобритании в полностью
снаряженном виде. Ранее сообщалось, что первые три были поставлены в 2015 году для оснащения демонстрационных образцов, а серийное производство башен началось в 2017-м.
На большинстве машин семейства «Аякс» будут устанавливаться дистанционно управляемые модули с пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, а также 76-мм гранатометы для пуска дымовых гранат и ИК-ловушек. Легкий (авиадесантный) либо средний танк (боевая машина огневой поддержки) планируется оснащать двухместной башней со 105- или 120-мм пушкой, а вариант БМП – двухместной экипажной или безэкипажной башней с пушками калибра 30 или 40 мм.
На разведывательно-ударный вариант Ajax установлена двухместная башня разработки Lockheed Martin UK. В производство башен и систем вооружения вовлечены множество поставщиков, среди которых СТА International (CTAI), Curtiss-Wright, Esterline, Kongsberg, Meggitt, Moog, Rheinmetall, Thales и Ultra Electronics.

Британо-американская компания General Dynamics Land Systems-UK продемонстрировала возможности семейства гусеничных бронированных машин AJAX на выставке Defence and Security Equipment International (DSEI) 2019.
AJAX это программа стоимостью 4,5 млрд фунтов стерлингов для поставки 589 машин в шести вариантах в британскую армию. Производитель начал поставлять машины на вооружение раньше запланированного начального операционного потенциала (IOC) в 2020 году. Первые шесть машин ARES были доставлены в британскую армию в феврале 2019 года, а в центре бронетехники в Бовингтоне и Лайнхэме были установлены тренажеры для полномасштабной подготовки водителей и других членов экипажа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 30 (33 – с навесными броневыми модулями и комплектами защиты)
Длина х ширина х высота, м 6,97 х 3,15 х 1,77 (по корпусу)
Система кондиционирования воздуха Имеется
Степень унификации корпуса шасси 80 % – для КШМ, БРЭМ, санитарной, имеющих увеличенную высоту корпуса десантного отделения; 100 % – для остальных машин семейства
Пассивная защита Многослойная стальная, с керамическими/композитными панелями
Комплект съемных навесных броневых модулей (экранов)
Комплект защиты днища от мин и СБУ
Комплект защиты бортов и кормы от ручных противотанковых средств
Система пожаротушения Автоматическая
Наружные топливные баки Взрывопожарозащищенные
Сиденья экипажа и десанта Обеспечивают ослабление ударной волны при подрыве на мине или СБУ
Двигатель 8V199TE21 (мощность 815 л. с.)
Трансмиссия Автоматическая
Системы подрессоривания Торсионная индивидуальная с двумя степенями жесткости гидравлических амортизаторов
Гусеница Резинометаллическая TR40 505FB – основная; ‘ раиновая – для перспективных модификаций
Макс, скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода, км Свыше 500
Транспортабельность Самолетами С-17А «Глоубмастер-3″, А.400М «Атлас»; другими видами транспорта – в соответствии с требованиями стандарта STANAG 2832

Источники: Зарубежное военное обозрение. 2018, №7, topwar.ru, armyrecognition.com, Военный паритет и др.

БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА SCOUT (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ MCV-80 WARRIOR (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)