ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ВЕРЕНИЦА» С МАЛОГАБАРИТНОЙ МБР Ф-22
PROJECT MISSILE COMPLEX «VERENICA» WITH SMALL ICBM F-22

В начале 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. К тому времени именно это бюро имело значительный опыт в проектирование стратегических твердотопливных ракетных комплексов, здесь были созданы РК с МБР РТ-2, РТ-2П, РТ-15, велась разработка морского РД Д-11 с БР Р-31.
В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности (НИР «Вереница»).
Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).
Основное назначение комплекса – участие в нанесении ответного удара после ракетно-ядерного нападения противника.
Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, т.е. сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.
В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса за счет: скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов, и придания контейнерным агрегатам высокой подвижности при их транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389) с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30; снижения вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования и др.


Общий вид мобильной пусковой установки (МПУ) по теме «Вереница»:
а – МПУ в режиме дежурства; б – МПУ в процессе проведения пуска; 1 – автопоезд; 2 – контейнер МПУ; 3 – ТПК с ракетой

В качестве основной войсковой единицы, базирующейся в неотчуждаемом позиционном районе (ПР), принималась ракетная дивизия в составе: стационарной базы с КП дивизии и технической базой ПР; запасного КП ПР; 4-5 ракетных полков. Состав ракетного полка: стационарная база с КП полка и технической базой полка; недвижный контейнерный КП полка; до 12 контейнерных МПУ.
Контейнерная МПУ обеспечивалась всеми необходимыми системами для поддержания ракеты в боевой готовности, подготовки к пуску и проведения пуска по командам боевого управления.
Для увеличения автономности МПУ и ПКП предусматривался вариант придания им контейнерных агрегатов обслуживания, в ко¬торых размещаются личный состав дежурных смен и средства жизнеобеспечения.
Конструктивно-компоновочная схема малогабаритной твердотопливной ракеты, получившей условный индекс Ф-22, была выбрана исходя из требований. Ракета имела три ступени расположенных последовательно, приборный отсек и головная часть размещались над третьей ступенью.
Старт ракеты из ТПК предполагалось осуществлять с использо¬ванием порохового аккумулятора давления (ПАД) – катапультирующий старт с последующим запуском двигательной установки 1 ступени ракеты.
В процессе проведения НИР была определена основная предполагаемая кооперация предприятий-разработчиков ПБРК при головной роли КБ «Арсенал» (Главный конструктор разработки – П.А.Тюрин, заместители главного конструктора – Ю.Ф.Валов, В.Г.Волков): КБОМ (МОМ), КБ «Мотор» (МОМ), НИИАП (МОМ), ОКБ «Импульс» (МОМ), ОКБ МТМ (Минтяжмаш), Алтайский НИН XT (MM), ВНИИЭФ (МСМ), ВНИИ «Сигнал» (МОП).
Проведенные проработки показали принципиальную возможность создания отечественной промышленностью ПБРК высокой живучести с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности стрельбы в течение 7 лет.
Результаты НИР «Вереница» были использованы КБ «Арсенал» в середине 1980-х годов при разработке технических предложений по созданию ракетного комплекса с легкой малогабаритной ракетой Ф-27 с двигателем на твердом топливе.
В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты. Дальнейшие работы по созданию малогабаритных МБР были продолжены в МИТ в рамках темы «Курьер». Аналогичные работы проводило КБ «Южное» по теме «Копье-Р».


Малогабаритная МБР Ф-22

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Арсенал»
Главный конструктор П.А.Тюрин
Зам. главного конструктора Ю.Ф.Валов, В.Г.Волков
Код НАТО нет
Тип комплекса с твердотопливной малогабаритной МБР, пятого поколения
Состояние разработка велась в 1976-1981 гг.
Ракета Ф-22
Дальн. стрельбы межконтинентальная
Головная часть:
- тип моноблочная ядерная
- разработчик заряда ВНИИЭФ
Система управления:
- тип инерциальная одноканальная с БЦВМ
- разработчик НИИАП
- вес, кг 95
Органы управления
и стабилизации аэродинамические рули на первой ступени
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 3
Размеры, м:
- длина ракеты 11,4
- максимальный диаметр ракеты 1,28
Стартовый вес, т 13,5
Тип топлива смесевое твердое
Гарантийный срок эксплуатации, лет 10
Первая ступень:
Двигатель:
- тип односопловой РДТТ коконной конструкции
- материал корпуса органопластик
- разработчик КБ «Арсенал»
- разработчик заряда АНИИХТ
- вес конструкции, кг 812
- марка топлива тип «ОПАЛ-55″
- вес заряда, кг 8460
Вторая ступень:
Двигатель:
- тип односопловой РДТТ коконной конструкции
- материал корпуса органопластик
- разработчик КБ «Арсенал»
- разработчик заряда АНИИХТ
- вес конструкции, кг 347
- марка топлива тип «ОПАЛ-55″
- вес заряда, кг 2250
Третья ступень:
Двигатель:
- тип односопловой РДТТ коконной конструкции
- материал корпуса органопластик
- разработчик КБ «Арсенал»
- разработчик заряда АНИИХТ
- вес конструкции, кг 110
- марка топлива тип «ОПАЛ-55″
- вес заряда, кг 530
Пусковая установка:
Тип контейнерная подвижная грунтовая на колесном ходу, на базе контейнера УКК-30
Разработчик КБОМ
Главный конструктор В.П.Бармин
Тип транспортного средства:
- основного серийные автопоезда-контейнеровозы
- варианты ж/д платформы и речные суда
Тягач МАЗ-6422
Полуприцеп МАЗ-9389
Размеры, м:
- длина 15,05
- высота в транспортном положении 4,0
Командный пункт:
Тип контейнерный подвижный грунтовый на колесном ходу, на базе контейнера УКК-30
Тип транспортного средства:
- основного серийные автопоезда-контейнеровозы
- варианты ж/д платформы и речные суда
Тягач МАЗ-6422
Полуприцеп МАЗ-9389
Размеры, м:
- длина 15,05
- высота 4,0
Система связи «Блик»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 15.02.2015

Источники:
Ю.Ф.Валов «Работа КБ «Арсенал» по созданию подвижного боевого ракетного комплекса». «БАСТИОН» №5
«50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998

РАБОТА КБ «АРСЕНАЛ» ПО СОЗДАНИЮ ПОДВИЖНОГО БОЕВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П159 «КУРЬЕР» С МБР 15Ж59