ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VESIKKO (ФИНЛЯНДИЯ)
THE SUBMARINE VESIKKO (FINLAND)

В проект бюджета Германии 1930 года удалось включить расходы на строительство подводных лодок. Новый адмирал флота Редер обещал финансовую поддержку в строительстве лодки. Ему удалось получить первый взнос в размере 1 млн. рейхсмарок на новый проект подлодки водоизмещением 250 тонн. Проект получил секретное наименование «Лилипут». Полные расходы на постройку 1,5 млн. рейсхмарок были включены в бюджет 1931 года. Постройка планировалась в Финляндии.
Подводная лодка была сконструирована голландской компанией «Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw» (учреждённой немцами после Первой мировой войны для создания новых разработок по проектам подводных лодок, в связи с запретами, установленными в соответствии с Версальским Мирным договором) в Гааге.
Заказчиком выступало руководство ВМС, которое прикрывалось вывеской фирмы «Игевит». 9 октября 1930 года в Финляндии был заключен контракт на постройку подводной лодки. Она должна была строиться на верфи «Кричтон-вулкан» в городе Або. Основные размеры проекта: без боковых цистерн — объем 240,7 куб.м, длинна 40,9 м, длина по ватерлинии 39,48 м, ширина 4,03 м с боковыми цистернами — объем 266,6 куб.м, длинна 40,9 м, длина по ватерлинии 39,48 м, ширина 4,6 м.
7 марта 1931 года была произведена закладка подводной лодки на судостроительном заводе «Crichton-Vulcan» вТурку, получившей кодовое обозначение на верфи CV 707. Она являлась прототипом немецких подводных лодок типа II.
10 мая 1933 года началась сборка на стапеле. 20 июня произведен спуск и первое сдаточное испытание, во время которого лодка проплыла 6 часов в надводном положении из них 1 час при работе дизелей на полную мощность. На следующий день проводились испытания на мерной миле в надводном положении (при работающих электродвигателях была достигнута скорость 13 узлов.). В тот же день состоялось успешное погружение. Ходовые испытания продолжались до 20 сентября 1933 года в районе Архипелага Турку.
1 октября лодка вернулась на верфь для ремонта и консервации на «зимней квартире». С 28 мая по 4 августа 1934 года проходил второй этап испытаний. В начале осени лодку вернули на верфь и предложили финскому правительству купить ее. После подробной проверки подводная лодка была продана за 19 млн финских марок. 19 января 1936 года подводная лодка под именем Vesikko была принята на вооружение финских ВМС.

Двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус состоял из цилиндрической средней части длиной 8,3 м и диаметром 4,0 м. На корпус спереди и сзади присоединялись усеченные конусы круглого сечения. Толщина металлического листа прочного корпуса и примыкающих конусов составляла 15,5 мм, остальных частей лодки и концевых частей днища — 14,5 мм. Прочный корпус скреплялся пятьюдесятью силовыми шпангоутами, расположенными с интервалом в 600 мм. Рубка была установлена на средней части прочного корпуса, ее внутренняя цилиндрическая часть имела диаметр 1580 мм, а шпангоуты располагались через 500 мм. Толщина металлического листа рубки также составляла 15,5 мм. Для постройки подводной лодки использовалась судостроительная сталь марки ST 42KM с пределом прочности 23 кг/кв.мм. Рассмотрение расположения отсеков начинается с кормы лодки. В самой оконечности кормы вне прочного корпуса находилась кормовая балластная цистерна, которая наполнялась водой через бортовые шпигаты на корпусе.
В машинном отделении располагалась силовая установка, состоящая из двух электродвигателей нидерландского приборостроительного завода «Лоннекер» мощностью 350 л.с. при 360 об./мин.с установленным над каждым из них главным распределительным щитом, и двух 6-цилиндровых 4-тактных дизельных мотора фирмы MWM мощностью 350 л.с. каждый при 1000 об./мин. Частота вращения дизельных двигателей с помощью механических редукторов снижалась с 1000 до 475 об./мин.
Основным вооружением лодки была торпеда G7a. Три торпедных аппарата располагались в пятом отсеки, две запасные торпеды находились в 4 отсеке. Предположительно кроме торпед G7a, могли использоваться торпеды G7е. Зенитное вооружение изначально на лодках второй серии не предполагалось, как следствие прототип был без него. Предположительно позже была установлена зенитная установка 20 мм MG C/30. Минное вооружение скорей всего была представлено минами ТМВ (18 шт.) и ТМА (12 шт.) по аналогии с немецкими подводными лодками Типа IIA
ПЛ «Весикко» принимала участие в Советско-финской войне (1939—1940) в составе финских ВМС. Как и другие лодки она патрулировала Финский залив, сражаясь против Советского Балтийского Флота.
1 и 19 декабря 1939 года лодка предпринимала попытки атаковать крейсер «Киров» и линкор «Марат», которые были повреждены финскими береговыми батареями.
В период Второй мировой войны ПЛ «Весикко» продолжала патрулирование Балтики. Но, в связи с большим количеством мин, установленным немецкими и финскими ВМС в западной части Финского Залива, корабли Балтийского Флота практически были заперты в своих портах, и лодка почти не имела возможностей для атак кораблей противника. Тем не менее, 3 июля 1941 года она произвела торпедную атаку советского торгового судна «Выборг» водоизмещением 3500 тонн. В последние годы войны ПЛ «Весикко» использовалась в основном в составе эскортов.
Согласно Парижскому мирному договору между СССР и Финляндией 1947 года Финляндия не могла иметь собственных подводных лодок. В связи с этим, подводная лодка «Весикко» оставалась заброшенной в Суоменлинне. В конечном счёте, правительством Финляндии было решено её продать любому, кто бы захотел её купить. Тогда бывшие члены экипажа подводной лодки решили восстановить и спасти её. На данный момент (2010 год) ПЛ «Весикко» находится на острове Суоменлинна, с 1973 года являясь частью Военного Музея Финляндии.
Сейчас в крепости Свеаборг (по-фински: Suomenlinna) находится подводная лодка – музей Vesikko. Добраться до корабля – музея можно из порта Хельсинки прямо до крепости Свеаборг регулярно ходят паромы.
Внутри субмарины находятся каюты офицерского состава и матросов, капитанская рубка, служебные помещения, где можно познакомиться с навигационными приборами и прочим военным оборудованием. Все сохранено в отличном, практически, первозданном, виде.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- надводное 253,8
- подводное 303,4
Длина, м 40,9
Ширина, м 4,1
Осадка, м 4,2
Скорость хода, узл.:
- надводная 13
- подводная 6,9
Глубина погружения, м:
- рабочая 80
- предельная 100
Дальность плавания (нв скорости, узл.), миль:
- надводная 1600 (8)
- подводная 71 (2)
Энергетическая установка дизель-электрическая,
- 2 х дизеля «MWM» по 350 л.с.,
- 2 электродвигателя «Лоннекер» по 180 л.с.
Экипаж, чел. 16-22 (из них офицеры 3-4)
ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское 1х20-мм пушка
Торпедное 3 х 533-мм ТА, боезапас 5 торпед

Источники: ru.wikipedia.org, wiki.wargaming.net и др.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА – МУЗЕЙ VESIKKO. ФОТОРЕПОРТАЖ (ФИНЛЯНДИЯ)