БОЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ CHANGHE Z-10 (КИТАЙ)
COMBAT HELICOPTER CHANGHE Z-10 (CHINA)

12.02.2014

В китайском интернете появились фотографии ударного вертолета WZ-10A, оснащенного новой системой целеуказания и ночного видения, весьма похожей на американскую TADS/PNVS вертолета АН-64 «Апач».

26.03.2014

ВМС Народно-освободительной армии Китая начали морские испытания ударного вертолета WZ-10, сообщает Jane’s.
В настоящее время вертолет проходит палубные испытания на борту десантного корабля «Басяньшань» типа Type-072III. WZ-10 выполнил несколько посадок и взлетов с палубы корабля. Были ли на вертолете произведены какие-либо доработки, пока неизвестно.

05.04.2014

Турбовальный двигатель WZ-16 разрабатывается совместными усилиями китайской компании AVIC и французской Turbomeca, экспонировался на Международной вертолетной выставке Heli-Expo 2014 (Анахайм, шт. Калифорния, США, 25-27 февраля), сообщает tuku.military.china.com.
Мощность двигателя достигает 1500 кВт (2000 л.с.), что больше чем у американско-канадского РТ-6С-67С (1250 кВт, или 1675 л.с.) разработки компании Pratt&Whitney. В перспективе эти двигатели могут быть установлены на боевых вертолетах WZ-10, что резко повысит летные характеристики машины.
Военный Паритет

06.05.2014
Конструкторское бюро Камова (КБ Камова) принимало участие в создании нового китайского вертолета WZ-10. Об этом сообщает журнал «Канва эйшн дифенс». Как отмечает издание, ранее между КБ Камова и КНР возник спор о принадлежности интеллектуальных прав на новый боевой вертолет WZ-10.
Представители российской компании настаивали на том, что винтокрылая машина была создана около 10 лет назад и в России носила обозначение «Проект 941″, в то время как китайская сторона отрицала это и сообщала о том, что WZ-10 является собственной разработкой КНР.
Представитель КБ Камова сообщил журналу «Канва эйшн дифенс», что его конструкторское бюро внесло существенный вклад в развитие проекта по созданию вертолета, который впоследствии получил обозначение WZ-10.
«Ранее КБ Камова и китайская сторона создали совместную проектную группу и работали над «Проектом 941″ около 2,5 лет. Был создан каталог чертежей. Основные технические требования – масса и габариты – были выдвинуты китайской стороной. КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с этими параметрами», – сообщил представитель российской компании.

ОАО «КАМОВ»

04.04.2015

Пакистан получил три ударных вертолета Z-10 китайского производства, сообщает China Defense 2 апреля. Сообщается, что эти вертолеты будут использоваться для борьбы с терроризмом и вступят в состав армейской авиации. Z-10 способен применять управляемые ракеты с дальностью стрельбы от 3 до 4 км.
С другой стороны, Пакистан также проявляет интерес к закупке российских боевых вертолетов Ми-35. Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

09.11.2016

Китайская компания CAIC представила на выставке Airshow China 2016 в Чжухае новую версию бронированного ударного вертолета Z-10 для ВВС НОАК, сообщает «Военный Паритет».
Впервые вертолет был представлен на выставке 2012 года. Улучшенный вариант получил обозначение Z-10К и способен применять ракеты класса «воздух-воздух». Боевой арсенал состоит из новых НАР (19 ракет) BRM-1 калибра 90 мм, ПТУР Blue Arrow 7 и Blue Arrow 9, и носовой 23 мм пушки. Новые датчики установлены на двух пилонах (This variant also features new sensors on the helicopter’s two pylons).
Разработка Z-10К, принятого на вооружение в 2014 году, началась в конце 2011 года. Вертолет оснащен двумя отечественными двигателями WZ 9 мощностью по 1350 л.с. (1000 кВт).
Военный Паритет

10.11.2018

Корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC) представила улучшенную версию ударного вертолета Zhishengji-10ME (Z-10ME), ориентированного на экспорт, сообщает «ВП» со ссылкой на janes.com (9 ноября). Вертолет является модификацией базового варианта Z-10K, состоящего на вооружении ВВС НОАК.
Вертолет впервые представлен на выставке Airshow China 2018 в Чжухае, разработан Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC – отделение AVIC), впервые в виде модели был представлен на Парижском авиасалоне 2017. Первый вертолет с серийным номером Z-10ME001 поднялся в воздух к сентябрю 2018 года.
Последний вариант включает в себя несколько усовершенствований по сравнению с серийными Z-10K, включая ботовой комплекс обороны (БКО), состоящий из разработанной в Китае системы предупреждения о ракетном нападении (MAWS) и приемника радиолокационного предупреждения (RWR). Пассивные меры живучести вертолета включают улучшенную компоновку сопел двигателей, которые отводят горячие выхлопные газы вверх для уменьшения ИК сигнатуры, силовая установка также имеет систему пылеуловителей, что особенно важно для эксплуатации в странах с жарким климатом (в районах пустынь).
На Z-10ME также применены броневые панели из чрезвычайно легкого, но прочного материала графен. Панели прикреплены под и немного вперед от боковых окон обеих кабин, самая низкорасположенная панель обернута вокруг модуля датчика MAWS.
Военный паритет

AIRSHOW CHINA 2018 – THE 12TH CHINA INTERNATIONAL AVIATION & AEROSPACE EXHIBITION


БОЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ CHANGHE Z-10

Разработка противотанкового вертолета начата в середине 1990-х годов в CAIG (Changhe Aircraft Industries Group) и CHRD (China Helicopter Research and Development Institute), входящих в корпорацию AVIC II.

Китайский ударный вертолет WZ-10 построен по российскому проекту 941, разработанному в 1995 году. По словам главного конструктора «Камова» Сергея Михеева, проектирование вертолета велось по заказу правительства Китая в соответствии с требованиями к летательному аппарату массой шесть тонн. «»Проект- 941″, со своей стороны, не базировался на какой-либо конструкции ударного вертолета советской эпохи, а специально разрабатывался под уникальные требования КНР, – проинформировал С. Михеев. – Они задали нам желаемый вес, мы обсудили предварительные эксплуатационные характеристики, подписали контракт и выполнили его».

После завершения разработки КБ им.Камова выполнило соответствующие тесты и передало «Проект-941″ Китаю для дальнейшего развития, сказал С. Михеев.
В середине 2001 года для оснащения первых опытных машин было решено приобрести 10 турбовальных двигателей РТ6С-67С фирмы «Пратт-Уитни Канада» (дочерней компании оштрафованной United Technologies Corp.), с поставкой первого через год, а всех десяти – к 2004 г. Приблизительно через год прошли утечки информации о сборке первых двух опытных вертолетов, а в мае 2002 г. – об успешном испытании трансмиссии. Всего в 2003 г. были подготовлены три опытных машины.
Прототип Z-10 (опытный, бортовой «02») совершил полет 29 апреля 2003 года.
К концу 2003 г, были закончены предварительные испытания, По результатам испытаний вертолет был доработан: несущий винт стал пятилопастным. Хотя Z-10 является первым специализированным боевым вертолетом собственной китайской разработки, для проектирования пятилопастного несущего и четырехлопастного рулевого винтов был привлечен концерн «Eurocopter», а трансмиссии — фирма «Agusta-Westland».
К 2004 г. были готовы уже шесть опытных машин, что позволило завершить второй этап испытаний.
Все системы построены но общей шине китайского стандарта GJV289A (эквивалент МП Std 1553В). Другие системы включают средства связи и навигации, о также встроенную систему РЭБ (системы предупреждения об РЛ- и лазерном облучении, системы постановки активных и пассивных помех в ИК- и РЛ-диапазонах). Оборудование включает нашлемную прицельно-информационную систему. В носовой части установлено прицельно-поисковая система, включающая инфракрасную камеру, лазерный дальномер, о также небольшая камера для пилотирования в ночных условиях. Сам прицельный комплекс в процессе работ над вертолетом менялся минимум три раза. Предполагается и установка локатора, который проходит испытания на Z-9.
В качестве основного вооружения вертолета Changhe Z-10 первоначально рассматривались ракеты HJ-8A – в целом аналог американских Тоу-2А. Ракеты HJ-8A подвешиваются на пилоны под крылом в контейнерах коробчатой формы. Но основную ставку сделали на разрабатываемую в Китае новую противотанковую ракету HJ-10 (KD-10), являющуюся аналогом американской ракеты AGM-114 «Хеллфайр». Вертолет способен нести 8 ракет HJ-10. В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10; в Китае разработана новая легкая ракета «воздух-воздух» PL-90, пусковые устройства которой крепятся на законцовках крыла.
В начале 2010 года поступили сообщения о начале полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже был принят на вооружение.
В ноябре 2012 года не авиационном салоне «Airshow China-2012» впервые официально под своими наименованиями были представлены два новых боевых вертолета китайских ВВС: ударный Changhe Z-10 так называемого «среднего класса» и легкий разведчик Z-19. При этом сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада частей НОАК.
Новый китайский боевой вертолет Z-10 продолжает поступать на вооружение армейской авиации НОАК. Вертолетами Z-10 начала оснащаться вторая часть китайской армейской авиации – 8-я вертолетная бригада 38-й армии Пекинского военного округа (бригада дислоцируется в Баодин, провинция Хэбэй). Ранее с конца 2010 года вертолеты Z-10 первых серий поступали на вооружение 5-й вертолетной бригады 1-й армии Нанкинского военного округа (база в Нанкине). Вертолеты Z-10 должны начать поступать на вооружение 7-й вертолетной бригады 26-й армии Цзинаньского военного округа (база в Ляочене, провинция Шаньдун).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого 5100-5500
- нормальная взлетная 6500
- максимальная взлетная 7500
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м
Длина, м 14.20
Высота ,м 3.84
Тип двигателя – 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9)
Мощность, кВт 2 х 985
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 800
Продолжительность полета 2 ч 45 мин
Практический потолок, м 6400
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

одна 30-мм пушка
боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески :
4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР
или 2 УР воздух-воздух TY-90 или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметами

Источники: www.dogswar.ru, www.militaryparitet.com, forums.airbase.ru, aviadejavu.ru, backus.ru, www.arms-expo.ru и др.

УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ HARBIN Z-19 (КИТАЙ)
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ