17.08.2016

Железнодорожные войска навели наплавной железнодорожный мост для прохода бронепоезда и воинских эшелонов через Волгу на учении подразделений материально-технического обеспечения войск (МТО) в Южном военном округе.
«Сегодня мы в соответствии с планом начали специальное учение по материально-техническому обеспечению войск и сил на территории ЮВО. Первым этапом стало наведение наплавного железнодорожного моста, по которому прошел воинский эшелон, бронепоезд «Амур» и автомобильная техника», — сообщил заместитель Министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков.
По его словам, длина моста составила около 400 метров. «Но при необходимости длина сооружения может быть увеличена в разы», — подчеркнул замминистра.
Он высоко оценил действия железнодорожных войск на данном этапе учения.
«Положительно оцениваю подготовку специалистов. На сегодня в структуре материально-технического обеспечения нет частей сокращенного состава, поэтому все они являются частями постоянной готовности», — отметил Дмитрий Булгаков.
В ходе учения будут отработаны вопросы всестороннего тылового и технического обеспечения подразделений Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-Морского Флота при их участии в локализации внутреннего вооруженного конфликта.
Активные фазы учения пройдут на полигонах Южного военного округа, аэродроме Крымск и в акватории Черного моря.
Планируется на практике отработать вопросы по восстановлению аэродромной инфраструктуры и организации аэродромного обеспечения, а также решению задач, связанных с бытовыми потребностями войск и организацией комендантской службы.
Завершится учение 20 августа на полигоне «Опук» в Крыму. Оно проводится в целях подготовки к проведению стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».
Всего в учении примут участие около 2500 военнослужащих и будет задействовано около 350 единиц военной и специальной техники.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ
15.06.2022

Бронепоезд «Енисей» своими руками собрали бойцы-железнодорожники группировки «Отважные» Центрального военного округа. На борту необычного поезда во вторник, 14 июня, побывал корреспондент «Известий» Александр Морозов.
В годы гражданской и Великой Отечественной войн такие составы использовали для артиллерийской поддержки войск и противовоздушной обороны. Сейчас у этого бронепоезда задачи гуманитарные. Он доставляет продовольствие и стройматериалы для восстановления инфраструктуры в освобожденные села.
Потребность в бронепоезде возникла, когда восстановили два взорванных боевиками Украины железнодорожных моста. Доставлять грузы по воздуху сложно — вертолет не везде может приземлиться, а вокруг освобожденных поселков разминированы еще не все дороги. Железнодорожные пути — самый короткий путь к мирному населению.
«Поезд вооружен специальной техникой. При необходимости проводит техническую разведку, разминирование порученных железнодорожных участков. Цвет — чтобы сливался с местностью, подобран группировкой «Отважные», — рассказывает начальник бронепоезда с позывным «Алтай».
«Енисей» — бронепоезд-трансформер. Его отдельные платформы могут превращаться в линию обороны.
За несколько месяцев, которые «Енисей» пребывает в строю, адресатам доставлены тонны гуманитарного груза. Эта боевая единица способна выполнять широкий круг задач от противодействия диверсантам и сопровождение грузовых составов до эвакуации беженцев.
https://iz.ru/1349137/2022-06-14/boitcy-gruppirovki-otvazhnye-sobrali-bronepoezd-dlia-dostavki-gumpomoshchi-v-donbass




СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ 2022 ГОДА
25.06.2022

Минобороны России показало кадры работы в зоне проведения спецоперации на Украине состава поезда «Волга», созданного специалистами железнодорожных войск Западного военного округа для ведения инженерной разведки, восстановления путей.
Поезд бронирован листами толщиной 10 миллиметров, на особо важных участках – 20 миллиметров. На его платформах размещены крупнокалиберный пулемет и зенитная установка, техника и огневые средства, укрытия для ведения огня и отражения нападения противника.
Как рассказал начальник поезда Александр, состав сформирован на базе одной из дорожных бригад и помимо разминирования может заниматься восстановлением разрушенных дорожных направлений. «Для специального поезда во взаимодействии с восстановительными подразделениями, в принципе, преград нет», – заявил он.
С воздуха «Волгу» прикрывают два вертолета.
Машинист спецпоезда Анатолий рассказал, что маршруты проходят как по проверенным местам, где можно набрать скорость побольше, так и по совершенно новым, где надо все изучить. Мосты, переезды и искусственные сооружения поезд проходит «практически пешком».
«Ездить, конечно, труднее, диспетчеров нет, обеспечивать нам перевод стрелок некому, поэтому приходится останавливаться, переводить вручную, где-то что-то переделывать, но в целом справляемся, продвигаемся успешно», – добавил Анатолий.
РИА Новости





СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ 2022 ГОДА
08.12.2022

В зоне проведения специальной военной операции задействован специальный поезд, созданный военнослужащими железнодорожных войск Западного военного округа (ЗВО).
Состав имеет бронированное покрытие, на платформах размещены вооружение, и новейшая техника, укрытия для ведения огня и отражения нападения противника.
Поезд предназначен для технической разведки, разминирования, а также восстановления железнодорожного пути и малых искусственных сооружений с незначительными разрушениями.
В целях безопасности тепловоз расположен в середине состава, иначе первый же удар может вывести локомотив из строя. Хвост и голова специального поезда составлены зеркально.
В хвосте и в голове состава находятся бронекапсулы. Специальные вагоны защищены сталью толщиной 10, а где-то и 20 миллиметров, внутри — обложены мешками с песком. Это настоящий бронепоезд, вооруженный, как говорится, «до зубов». У личного состава поезда — стрелковое оружие: начиная от автомата и заканчивая крупнокалиберным пулеметом, на вооружении также имеется зенитная установка для уничтожения воздушных и наземных целей. Спаренная 23-мм пушка на поезде — главный калибр. Также имеются позиции снайпера. Все, кто едет в этом поезде, — под надежной защитой.
«Во время движения выявляем низколетящие воздушные цели с возможностью поражения до 1,5 км, также укрепленные позиции, наземную легкобронированную технику с возможностью поражения до 2,5 км», — рассказал начальник расчета зенитной установки Вячеслав.
Не смотря на свой грозный вид, в первую очередь в список главных задач специального поезда входит техническая разведка, разминирование, а при необходимости и восстановление разрушенных дорожных направлений. Мощный комплекс вооружения позволяет личному составу действовать даже в самых сложных условиях.
Также задачей специального поезда является обеспечение безопасности эшелонов с различными грузами, личным составом и техникой.
«Основной задачей специального поезда является проведение технической разведки железнодорожного участка, сопровождение грузов, восстановление разрушенных участков, путей и искусственных сооружений… Отражение при нападении ДРГ — у нас есть для этого личный состав. Платформа прикрытия идет самая первая. Основная ее задача — при срабатывании взрывных устройств брать удар на себя. На ней находятся материалы верхнего строения путей, которые нам позволяют в кратчайшие сроки восстановить разрушенные участки, если такие у нас будут попадаться», — сказал начальник специального поезда Сергей.
В зоне проведения специальной военной операции личный состав обеспечивает безопасность движения не только военных эшелонов. В случае необходимости специальный поезд железнодорожных войск ЗВО может стать надежным прикрытием для поездов с мирными жителями.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации






СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ 2022 ГОДА
БРОНЕПОЕЗДА «АМУР» И «БАЙКАЛ»
В связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек. Они представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с расположенными на них танками и бронетранспортерами. На каждой из этих платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения.
Но прошло время, советско-китайские отношения наладились, и всю железнодорожную бронетехнику отправили на консервацию.





Еще раз бронированные монстры проявили себя на Кавказе. В 1990 году, во время беспорядков в Азербайджане. Там они охраняли важные железнодорожные узлы и сопровождали грузы и воинские эшелоны. После небольшого перерыва для выполнения аналогичных задач бронепоезда перебросили в Нагорный Карабах.

Участвовали бронепоезда и в обеих Чеченских кампаниях. Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах. Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.

Поезда, действовавшие в Чечне, были удивительно похожи на своих далеких предков — блиндированные поезда Англо-бурской войны. Кроме основного, «заводского» броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитными установками, все остальные вагоны представляли собой сплошную импровизацию. На их блиндирование шли мешки с песком, шпалы, танковые траки, толстые железные пластины, предназначенные для крепления рельсов к шпалам. Функцию артиллерии на этих поездах выполняли поставленные на платформы танки или БМП. За радиосвязь отвечал намертво прикрепленный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, дополнительно обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками».

Бронепоезда занимались перевозкой личного состава, сопровождением грузовых эшелонов и восстановлением железнодорожных путей.
Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали:
- разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала;
- восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта;
- осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.
Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи – проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва. На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.
Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы:
- тепловоз
- 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе;
- 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2;
- крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового оружия, а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17;
- вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»;
- 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования;
- 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов;
- платформа с автомобильной радиостанцией;
Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия.
Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей.

В наши дни бронепоезда в очередной раз оказались не востребованы. В 2015 году последние из них планируется снять с вооружения. По словам российских военных, сделано это будет в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожных видов вооружений.
По информации газеты «Известия», числящиеся в настоящее время на балансе специальные поезда «Амур» и «Байкал» после своего списания будут участвовать в разминировании и охране путей. Из 5 бронепоездов, которые были приписаны к армии еще в эпоху СССР, до нашего времени дошли только эти 2. В настоящее время вагоны данных бронепоездов находятся в бездействии на территории Ставропольского края, а плацкартные вагоны и тепловозы ремонтируются в Саратове и Минеральных Водах.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации находящихся на вооружении армии четырех специальных бронированных поездов «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон», сообщают «Известия». «Как утверждают в военном ведомстве, экипажи поездов готовы в любой момент выполнить задачи, которые перед ними поставит командование», – отмечает издание.
В период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год военные создали целую группировку бронепоездов, которые были приписаны к Железнодорожным войскам, напоминает газета. Однако «после завершения активной фазы боевых действий в Чечне руководство Минобороны решило, что использование в современной армии специальных составов не нужно». На тот момент «глава военного ведомства Анатолий Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию».
По информации газеты, «сохранить в составе Железнодорожных войск Минобороны РФ специализированные бронированные поезда принял решение лично глава военного ведомства Сергей Шойгу».
Группировка железнодорожных войск в Южном военном округе располагает не четырьмя, а двумя специальными бронепоездами «Байкал» и «Амур», сообщил 7 августа ТАСС источник в Минобороны РФ.
Ранее ряд СМИ сообщил, что сейчас в состав группировки входят четыре бронепоезда, которые якобы были сняты с вооружения в 2009 году, а позднее восстановлены.
«В составе железнодорожных войск РФ в Южном военном округе имеются два отдельных восстановительных железнодорожных батальона, у каждого из которых есть по спецбронепоезду. Названия поездов – «Байкал» и «Амур», – сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что эти поезда предназначены не для ведения боевых действий, а для сопровождения воинских эшелонов с грузами, техникой и личным составом, а также для быстрого восстановления разрушенных участков путей. Каждый поезд имеет комплект материалов для ремонта и восстановления 150 метров полотна, пояснил источник. По его словам, в каждый состав входят два тепловоза, основной и резервный, и более десяти различных вагонов и платформ, в том числе бронированных, где установлено вооружение.

В железнодорожных соединениях Южного военного округа после ремонта и перевооружения на лето 2015 года находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Их экипажи готовы в любой момент выполнить задачи командования.
Источники: lenta.ru, Известия, otvaga2004.ru, www.newsru.com, twower.livejournal.com, ru.wikipedia.org, ТАСС, ТРК Звезда и др.
• АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА